Селамат датанг, добрые люди, заходите и чувствуйте себя как дома, ведь сейчас вас ждет рассказ о столице далекой и экзотической, но гостеприимной страны Малайзии.
Куала-Лумпур, или Кей Эл (КЛ), как величают его местные, — звучит для уха русского человека необычно, что-то вроде коалы, которую хочется римфовать с пурпуром, мур-муром и лямуром. Но по-другому и не может называться мегаполис, возникший в тропических лесах Юго-Восточной Азии. И пусть название «Куала-Лумпур» означает прозаичное «грязное устье», все равно представляешь и предвкушаешь мир где-то на краю света, расцвеченный самыми яркими красками тропиков и огнями небоскребов.
Не даром же слоган КЛ — Garden City of Lights, что у нас переводят как «город-сад огней» или «город — сад огней». В данном случае важно, что подразумевать, тире или дефис.
Мы летели в КЛ на крыльях этого предвкушения. Ожидание чего-то буйно-тропического в смеси с футуристично-небоскребным возникло не на пустом месте — позади были дни, проведенные в Гонконге, и мы уже представляли, как выглядит современный азиатский мегаполис. Запас витамина D и солнечного настроения нам подарил отдых на волшебном острове Борнео. Осталось только потратить накопленные силы и энергию в новой точке назначения и получить причитающуюся нам порцию впечатлений.
На деле же Куала-Лумпур пока еще, как говорится, «немного не дотягивает». Башни-близнецы Петронас, конечно, вне конкуренции, и это действительно один из самых вдохновляющих примеров современной высотной архитектуры. Но в целом КЛ сам по себе не произвел какого-то особенно яркого впечатления, а лучшие воспоминания о нем — отель с открытым бассейном на 22-м этаже и храм индуистов в пещере Бату. Но об этом позже, как пишет Достоевский словами рассказчика в «Бесах».
Путь из малазийской провинции (город Кота-Кинабалу, штат Сабах) в малазийскую столицу мы преодолели самым оптимальным и быстрым способом — по воздуху, воспользовавшись услугами национальной малазийской авиакомпании Malaysia Airlines. 1700 рублей, 2,5 часа, и мы на месте.
Странная эта страна — Малайзия, разорванная какая-то. Срединная часть полуострова Малакка и северная часть острова Борнео. Мы так их и называли — маленькая Малайзия и большая Малайзия. Расстояние между ними пролегает над водами Южно-Китайского моря. Буквально за пару недель до нашего вылета в этих водах сгинул печально известный борт MH370, следовавший по маршруту из КЛ в Пекин. Для малазийской авиакопании этот инцидент стал серьезным ударом — пассажиропоток и акции упали. Но нас, русских, это не могло отпугнуть. Все же путешествовать с Malaysia Airlines куда как комфортнее, чем с Air Asia и ее доплатами буквально за все.
Малазийцы же предлагают не только бесплатные перевоз багажа и питание на борту, но и радуют ярким дизайном салона своих самолетов.
Достаточно поставить в салон кресла разных цветов и в разных сочетаниях — и хорошее настроение пассажирам обеспечено. Вдвойне удивительно, что униформа обслуживающего персонала — в сдержанных серых тонах. И если стюарды просто элегантны, то стюардессы с их по-азиатски хрупкими фигурами, гладкой, почти идеальной кожей и безупречным макияжем напоминают фотомоделей.
С воздуха особенно хорошо видно, что нельзя ставить знак равенства между КЛ и Гонконгом. Это разные города даже по настроению, по характеру, хотя оба можно назвать «азиатскими мегаполисами». Гонконг разбросан на холмистых островах и по сути является большим портом. КЛ — не портовый город. Вокруг него — аккуратно нарезанные поля с фруктами и овощами на экспорт и небольшие водоемы.
По пути из аэропорта в город все тоже не так, как в Гонконге, где каждая пядь земли отвоевывается у моря и застроена однотипными рядами тонких, как тростиночка, высоток. При подъезде к столице Малайзии нельзя не обратить внимание на бесконечные плантации масличной пальмы, из которой делают пальмовое масло, которое является важной статьей дохода этой страны. Буйные джунгли остались на Борнео. На полуостровной части полностью победила коммерция с ее бездушным подходом к эксплуатации природных ресурсов.
Солнце Борнео не последовало за нами в КЛ. Небо заволокло плотными тучами, из-за которых не пробивалось ни лучика света, а на улице было очень душно, и влажно, и сумеречно. После расслабленного Кота-Кинабалу казалось, что слишком много людей и слишком много суеты вокруг, и мы даже слегка растерялись.