Отзыв об экскурсии «Дом на набережной» в Москве

Этим летом я заново открыла для себя Москву и теперь сожалею, что не сделала этого раньше. За 7 лет жизни в столице я не узнала о ней столько, сколько за последние месяцы. Когда стала больше гулять по поверхности, специально выбирая маршруты по московским улочкам и переулкам, где все пропитано историей, а не перемещаться во тьме и неведении метро. Когда посетила несколько городских мероприятий, организованных в формате европейских праздников с русским размахом и душой. Когда, помимо затертых до дыр туристических символов Москвы, начала приглядываться к менее известным, но не менее интересным достопримечательностям, читать о них в Интернете, узнавать, какие события или исторические личности с ними были связаны.

Дом на углу Малого Могильцевского и Плотникова переулков с необычным горельефом, на котором изображены русские писатели-классики в довольно недвусмысленных эротических позах. 1907 г.

Дом на углу Малого Могильцевского и Плотникова переулков с необычным горельефом, на котором изображены русские писатели-классики в довольно недвусмысленных эротических позах. 1907 г.

И, наконец, когда горизонт моих представлений о Москве был значительно расширен благодаря необычным тематическим экскурсиям, позволившим не только много нового узнать о столице, но и — в свете новой информации — по-другому воспринимать вроде бы знакомые и исхоженные места.

На смотровой площадке башни «Империя» в деловом центре Москва-Сити мне запомнилась экскурсовод Милана, приятно удивившая своими познаниями истории Москвы, но еще более — той любовью и вдохновением, с которыми она рассказывала о столице, ее жителях и нравах. Захотелось побывать и на других ее экскурсиях. Есть среди них автобусная «Мифы и легенды сталинских высоток», но формат автобусной экскурсии, испробованный на «Москве масонской», во всех отношениях хуже, чем пешеходной.

Так я записала себя и мужа на проводимую Миланой экскурсию «Дом на набережной с посещением музея» (стоимость билета для взрослых — 500 рублей, студентам и пенсионерам скидка).

К своему стыду я четко не представляла себе, какой конкретно дом на набережной имеется в виду: Москва раскинулась на берегах реки, и таких «домов на набережной» довольно много, включая знаменитую сталинскую высотку. На самом деле дом, который называется «Домом на набережной», один, и он находится в таком месте Москвы, что почти всякий, кто гулял по центру, видел дом и обращал внимание на его внушительные размеры, в том числе и я. Причем именно этот дом стал источником легенд и тайн, гулявших по Москве в советскую эпоху, а также послужил местом действия для нескольких повестей, рассказов и одноименного сериала. В наши дни Дом на набережной — памятник архитектуры федерального значения.

Но обо всем по порядку.

Началась наша экскурсия в 12.00 у выхода из метро Кропоткинская. Рядом — многими ругаемый новострой, он же Кафедральный собор РПЦ храм Христа Спасителя. Не так давно начались ремонтные работы, и основание центрального купола храма было скрыто строительными лесами.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя

Уже из этой точки, со стороны сквера у храма, видно гигантское здание Дома на набережной, но я пока этого не знаю, потому что не представляю, что конкретно нам предстоит увидеть.

Вид на Дом на набережной со стороны  храма Христа Спасителя

Вид на Дом на набережной со стороны храма Христа Спасителя

Нашей группе не повезло с погодой — небо заволокло тучами, пошел мелкий, противный дождик, а многие из нас не захватили зонтов. Вместе с Миланой мы перебежали до первого «укрытия», где она начала свой рассказ, по улице Ленивке, которая раньше являлась самой короткой улицей Москвы.

Мне же на глаза попалось интересное кафе с вывеской, явно оставшейся с советских времен.

Кафе на Ленивке

Кафе на Ленивке

Мы нашли укрытие от дождя под узким пространством между массивными классическими колоннами, подпирающими балкон, и стеной вроде бы ничем не примечательного здания. А ведь раньше на этом месте находились палаты Никиты Зотова, «дядьки» и учителя Петра Первого. В конце 18 — начале 19 вв. дом, владельцем которого стал сенатор Алябьев, был перестроен и приобрел свой современный вид.

«Усадьба Алябьева», где в наши дни размещается российская книжная палата, имеет прямое отношение к Дому на набережной. В 30-х гг. 20 века в доме располагалось проектное бюро Бориса Иофана — главного архитектора Дома на набережной.

Усадьба Алябьева

Усадьба Алябьева

Об авторитете, опыте и профессионализме Бориса Иофана говорит тот факт, что именно его проект был утвержден в качестве финального варианта проекта Дворца Советов — грандиозного сооружения, которое должно было не только переплюнуть Empire State Building в Нью-Йорке, но и вообще стать самым высоким зданием в мире, потрясая своими размерами воображение современников.

Как известно, для строительства Дворца Советов и был взорван храм Христа Спасителя, однако дальше котлована дело у строителей так и не продвинулось.

Проект Дворца советов

Проект Дворца советов

Дождь закончился. За время, что мы находились в «укрытии», Милана рассказала о том, почему возникла необходимость строительства Дома на набережной, также известного, как Дом правительства.

В самых общих чертах суть истории такова. В 1918 г. большевики перенесли столицу молодого советского государства из Санкт-Петербурга в Москву. Вместе с новым статусом в Москве резко возросло и количество госслужащих, которых нужно было где-то селить, при этом желательно неподалеку от Кремля, чтобы «бытовые и семейные проблемы» и длинная дорога до работы не отвлекали их от прямых обязанностей.

Но патриархальная, низкоэтажная и в иных местах откровенно деревенская Москва была совершенно не готова к выполнению столичных функций, потому людей первоначально расселяли в гостиницах, дворцах и бывших господских усадьбах. Сам Ленин какое-то время жил в одном из номеров «Метрополя», остальным же приходилось эти самые номера делить между собой, что постепенно делало пресловутый «квартирный вопрос» все более злободневным.

К середине 20-х гг. советская власть пришла к необходимости строительства отдельного большого здания, где в непосредственной близости от Кремля жили бы госслужащие, партийные работники, военные чины, ученые и прочие представители советской элиты.

К тому же, это было очень удобно — все ключевые фигуры под рукой, а компетентные органы могли с комфортом для себя отслеживать нелояльные власти разговоры и намерения.

Слева - "Дом на набережной", Берсеневская набережная. Справа - храм Христа Спасителя, Кремлевская набережная

Слева — «Дом на набережной», Берсеневская набережная. Справа — храм Христа Спасителя, Кремлевская набережная

Так под руководством архитектора Бориса Иофана был спроектирован и построен Дом на набережной, который наверняка видел каждый, кто гулял по Кремлевской или Берсеневской набережной в сторону Кремля.

Дом, построенный в 1931 году в стиле позднего конструктивизма, действительно огромный даже по меркам сегодняшнего дня: когда квартиры уплотняли до «коммуналок», в доме жило более 6000 человек — население маленького города. Для Москвы того времени это было грандиознейшее и уникальнейшее сооружение, и не только по своим масштабам.

Во-первых, здание было высотным — в те годы в Москве не строили выше 6–7 этажа, а Дом на набережной имел в зависимости от конфигурации крыши до 12 этажей.

Во-вторых, выбор места строительства стал настоящим вызовом для Бориса Иофана и его архитектурного бюро, потому что тогда Болотный остров, где сегодня размещается дом, представлял собой не до конца осушенное болото с камышами и лягушками (представьте, каково строить на таком сложном грунте!), и находились на нем почти сплошь винно-сахарные склады. Но самое жуткое, что часть территории, которую предстояло освоить под строительство дома, занимало старинное Всехсвятское кладбище (тогда с этим особо не церемонились).

Вид на Дом на набережной с Большого каменного моста

Вид на Дом на набережной с Большого каменного моста

И, в-третьих, здание дома предполагалось сделать суперсовременным, чтобы решить, по представлениям Ленина, все бытовые вопросы интеллектуальной элиты советской нации, которой надлежало направить всю свою энергию на решение куда более важных государственных задач.

Вид на Дом на набережной со стороны Патриаршьего моста и храма Христа Спасителя

Вид на Дом на набережной со стороны Патриаршьего моста и храма Христа Спасителя

В начале 30-х годов, как это ни дико звучит с высоты нашего времени, подавляющее большинство москвичей не имели доступа к канализации и центральному водоснабжению с горячей и холодной водой.

В Доме на набережной были не только все эти блага цивилизации, но и гораздо больше — детский сад на крыше, кинотеатр, химчистка, столовая, где первоначально жильцов дома кормили бесплатно, несколько магазинов, теннисный корт и даже клуб (ныне Театр эстрады под руководством Геннадия Хазанова).

Театр эстрады под руководством Геннадия Хазанова

Театр эстрады под руководством Геннадия Хазанова

Но самым большим чудом для москвичей 30-х годов были… лифты. Парни, живущие в доме, приглашали девушек на свидание — покататься в лифте, и те с большой охотой соглашались, потому что в то время это было все равно, что в наши дни покататься на Bentley или Lamborghini.

Во дворе Дома на набережной

Во дворе Дома на набережной

С лифтами была связана и одна из легенд Дом на набережной. Якобы в доме существовал портал в другое измерение, куда люди входили, но откуда обратного выхода уже не было. На самом деле эта легенда только наполовину выдумка: жители дома и вправду бесследно пропадали. Однако не в параллельном измерении, а в застенках Лубянки.

В доме были предусмотрены, помимо пассажирских, грузовые технические лифты — для вывоза мусора. В этих лифтах прямо в квартиры к своим жертвам и зачастую посреди ночи приезжали «чекисты» в черных-черных куртках и черных-черных хрустящих сапогах. Брали обвиняемого, который, например, являлся японским шпионом, роющим подкоп под Кремль, под белы рученьки и прямо в том, в чем он спал, увозили в неизвестном направлении.

Затем приходили за его женой. Ее ссылали в АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины в Казахстане), а детей — в детприемник. В разгар сталинских репрессий никто не задавал лишних вопросов, если за пару ночей из квартиры напротив резко исчезали все люди. Меньше знаешь — крепче спишь, и есть шанс, что к тебе-то не приедут посреди ночи на грузовом лифте.

Во дворе Дома на набережной

Во дворе Дома на набережной

В доме, с которым связано столько трагически оборванных судеб, наверняка обитают привидения. Когда я спросила об этом у сотрудницы музея «Дома на набережной», то она рассказала совсем не жуткую историю о том, что якобы одной русской девушке, которая временно жила в квартире у своей английской подруги, приглядывая за ее котами, мерещились какие-то тени, слышались какие-то вздохи и поскрипывания половиц. Причем ее английская подруга ничего не видела и не слышала — полтергейсты ее почему-то совсем не трогали.

Когда подняли архивы на квартиру, выяснилось, что в годы репрессий всех ее жильцов расстреляли. Но мало ли таких квартир было в Доме на набережной? В те годы расстреливали и ссылали целыми семьями, а освободившиеся площади снова быстро заселяли.

Во дворе Дома на набережной

Во дворе Дома на набережной

В доме, который до 1991 года находился на особом балансе КГБ, могли поселиться только сотрудники различных ведомств и служб, «ответственные работники», а также обслуживающий персонал с безупречной рабоче-крестьянской биографией.

Среди этих людей было много знаменитостей. В Доме некоторое время жили дети самого Сталина — Светлана и Василий. Будущий генсек Никита Хрущев. Маршал Тухачевский (расстрелян в 37-м). Писатель Александр Серафимович, в честь которого названа улица, на которой находится Дом. Хореограф Игорь Моисеев.

Лева Федотов, мальчик-пророк, еще одна легенда Дома на набережной. Мальчик в своих дневниках якобы предсказал Вторую мировую и то, что СССР будет поначалу нести большие потери, а война примет затяжной характер.

Список известных персон, живших в Доме, можно продолжать и продолжать.

Музей Дома на набережной

Музей Дома на набережной

Самыми престижными считались подъезды, окнами выходившие на Кремль. Там и квартиры были побольше — шести- и семикомнатные. Основательница краеведческого музея «Дом на набережной» написала книгу, которая красноречиво называется «Окнами на Кремль».

Вид из окна краеведческого музея "Дом на набережной"

Вид из окна краеведческого музея «Дом на набережной»

В советское время рассуждали просто: квартира по чину. Крупным государственным деятелям можно занять площади побольше. Им дозволялось глядеть из окна на кремлевские звезды, чтобы денно и нощно они размышляли над решением государственных задач.

Чиновникам калибром поменьше выделялись однушки и двушки в подъездах с видом на химчистку и промзону ТЭЦ с вечно дымящими трубами. Им и того было достаточно, что до Кремля пешком рукой подать.

В наши дни все ограничения на проживание в Доме сняты. Любой, у кого есть деньги и желание, может купить или арендовать квартиру в доме. А если есть очень большие деньги, то и с «престижным» видом на Кремль, а не на технические здания.

Во дворе Дома на набережной

Во дворе Дома на набережной

Отдельно в ряду знаменитостей, живших в Доме на набережной, стоит имя писателя Юрия Трифонова — автора повести «Дом на набережной», что впоследствии вытеснило первоначальное «Дом правительства».

В основе повести — реальные события, происходившие с жильцами Дома. По меркам тех времен им очень повезло — отдельные благоустроенные и полностью меблированные квартиры, украшенные фресками и лепниной. Есть лифты, горячая и холодная вода, полное обеспечение. Никаких забот и хлопот — другие о такой роскоши могли только мечтать. Живи, как говорится, и радуйся.

Музей Дома на набережной

Музей Дома на набережной

Но радость эту каждый день отравлял яд страха. Мудрый и справедливый отец народов с ласковой улыбкой, спрятанной в густые усы, зорко следил из Кремля за своими нерадивыми детьми и внимательно слушал, о чем они говорят (в Доме, конечно, была прослушка).

Музей Дома на набережной

Музей Дома на набережной

На таких печатных машинках было удобно печатать анонимные доносы на соседей, которые вели себя подозрительно.

Музей Дома на набережной

Музей Дома на набережной

Для полного погружения в эпоху сотрудница музея любезно включила для нас патефон, и под его звуки мы покидали музей с легкой грустью и облегчением. Слава богу, мы не жили в то страшное время — все эти псевдобесплатные блага от государства не стоили стольких жертв, разрушенных семей и искалеченных судеб!

Музей Дома на набережной

Музей Дома на набережной

Обратите также внимание, что рядом с Домом на Берсеневской набережной находится очень красивый православный храм 17 века — церковь Николая Чудотворца на Берсеневке. При храме есть лавка, где продают вкусные пирожки с вишней и яблоками.

Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке

Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке

Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке

Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке

Вывод по экскурсии

Экскурсия была очень информативной, длилась 3 часа и включала как общий рассказ о той эпохе, когда проектировался и строился дом, так и о живших в нем людях и их непростых судьбах. Честно говоря, в конце осталось тяжелое ощущение — наверное, потому что и день был пасмурным, и истории были не самыми радостными. Сотрудница музея рассказала о нескольких жильцах Дома, которых либо расстреляли, либо сослали за Урал — в Сибирь, Магадан, в Казахстан. Рассказывала она и о том, как матери искали своих детей, переименованных в детприемниках, и о том, как муж пытался спасти жену из лагеря, но не успел — та совершила самоубийство.

Когда я слушала все эти истории вполне конкретных, не абстрактных людей, то у меня в горле появился и долго не пропадал горький противный комок. Многие сегодня идут от обратного по отношению к практике девяностых, реабилитируют и всячески обеляют советское время.

Но что бы мне кто ни говорил, что жить в СССР «было лучше и веселей», а мороженое и колбаса вкусней, я в это никогда не поверю и буду благодарить бога, что живу пусть в относительной и не бесспорной, но все же свободе России современной.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя

Для полноты картины в экскурсии не хватило только посещения одного из подъездов и какой-нибудь реальной квартиры, где сохранилась та обстановка, когда Дом только сдали в эксплуатацию. Дело в том, что меблировка комнат была типовой, и жильцы не могли что-либо поменять и изменить по своему усмотрению. Типовой, да шикарной по тем временам — мебель из дуба, по дизайнерским эскизам Бориса Иофана. Часть обстановки сохранилась в музее, в самом же Доме почти все квартиры изменили свой первоначальный облик, а потомков жильцов Дома почти не осталось. Понимаю: каково же им было жить в Доме, хранящем столь мрачные истории из прошлого…

Добавлю, что на этих выходных наша культурная программа не ограничилась экскурсией. Мы также сходили на концерт органной и вокальной классики, который состоялся в Хлебном доме музея-заповедника Царицыно. В программе концерта — произведения Баха и Чайковского.

В Царицыно часто проходят концерты классической музыки и посетить их можно более чем за приемлемые деньги — всего 400 рублей (детям и пенсионерам скидки).

Органный концерт в Царицыно

Органный концерт в Царицыно

Органный концерт в Царицыно

Органный концерт в Царицыно

Но все же не советую брать на такие мероприятия маленьких детей — даже взрослым трудно выдержать концерт без того, чтобы не заснуть под успокаивающие и монотонные звуки органа.

Лично я пришла к выводу, что орган лучше слушать в церкви. Там обстановка к этому более располагает.

Органный концерт в Царицыно

Органный концерт в Царицыно

В любом случае чем больше я гуляю и узнаю Москву, тем больше в нее влюбляюсь. Этот город не раскроется под поверхностным или скептическим взглядом. Его нужно «долбить», как орешек. Зато когда узнаешь на вкус сердцевину, начинаешь понимать истинную прелесть столицы, которая состоит в ее пусть и драматичной, но невероятно увлекательной истории.

Всем приятных прогулок по Москве и новых удивительных открытий!

Теги: , , ,

Комментарии

  1. надежда написал:

    Музей дома на набережной производит гнетущее впечатление.Нет ни одного сколько-нибудь
    ценного экспоната.Собрали все барахло из квартир,вместо того чтобы выбросить на помойку.
    Нет общего стиля,все имеет случайный характер,очень убого и мелко.Но экскурсовод неплохой
    старается,как может.Однако он не спасает общего неприятного впечатления о музее.Как
    будто ты побывал на барахолке.

  2. Олег написал:

    Прочитал — с Интересом.
    Равно как и самого автора, так и комментарий «Надежды»@
    Что Сказать?
    Да. Исторический «Негатив» — он всегда Виден (в отличие — от «Позитива»).
    Автор (Анна) — закончила свою (неплохую, в целом) туристическую «повесть» — репликой об «ужасах» Сталинской эпохи.
    ОК. Тогда-к ней — Вопрос.
    Бывая,например, в Париже (сам тоже там был, в 2005-м),
    Анне — Не Приходило в голову, что «Именно Там», 27 августа 1572 года, по указу Марии Медичи (и ее сынка) — За Одну Ночь!!! — Было Вырезано — почти 30 тысяч человек («гугенотов»). И ее, Анну, почему-то так, ВСЕ ЭТО — не Повергает в Ужас!
    А-Почему? Что- «Парижская земля», Она: чем-то — «Круче» Российской???
    Ой, Не Думаю.
    Идем дальше. Англия. Оливер Кромвель- 1645-1650.
    Этот «сельский парень» (мелкий помещик-той эпохи), помимо короля Карла, отправил на Плаху — более 50 тысяч (!) своих соотечественников!
    И Что? Анна (автор) — бывая в Лондоне, почему-то так (А-почему?) — Не возмущается его «деяниями»!

    Что-Это?
    У нее: «Западное Полушарие Мозга»@ — развито более остального?????
    Похоже, что-Так.

    Я- тоже люблю (при возможности) путешествовать.
    И побывал в очень (ныне «экзотических») местах: например, Памир-Файзабад-Кала, где довелось «попить чайку» вместе
    с т.н. «душманами»….и так далее.

    NB:
    Я не хочу никого «Перевоспитывать», но — прошу того же автора-Анну:
    Любите свою Историю, какой бы «жесткой» — она ни была!

    И..НЕ НАДО…на того же Сталина — Навешивать все Грехи Человечества!!!
    Это-Глупо. Как Минимум.

    История, по своей Сути — Едина и Неразрывна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>