Еще будучи школьницей, я была заочно влюблена во Францию. Ну кому может не нравиться Франция, спросите вы. От этой страны без ума буквально все (уберем в сторону современные проблемы, связанные с миграцией, преступностью и врожденной заносчивостью французов).
У меня же на то были объективные причины.
Во-первых, я учила французский язык. К сожалению, занятия так и не привели к сколько-нибудь значимым результатам, зато в моем сознании хорошо отпечаталась карта Парижа с центром на острове Сите. Я слушала французские песенки и читала сказки Шарля Перро в оригинале, но мечтала о том, чтобы сказать пару самых простых фраз настоящему носителю языка, которого судьба вряд ли занесла бы в наш далекий маленький северный городок.
Во-вторых, я, как и многие девочки в 90-х, фанатела от серии французских фильмов, где главной героиней была роскошная рыжеволосая женщина, постоянно оказывающаяся заложницей своей красоты. «Анжелика и король», «Анжелика — маркиза ангелов», «Неукротимая Анжелика» звучит как божественная музыка, как мечта домохозяйки о жизни, полной страсти и безумных авантюр. Разве кто-то не представлял себя на месте Анжелики — прекрасной, гордой, отвергающей любовь самого Короля-солнце? Так к желанию посетить Францию и Париж прибавилось желание посетить самую знаменитую королевскую резиденцию в мире — Версаль, где находился двор Людовика XIV и, разумеется, его фаворитки.
В-третьих, из домашней библиотеки до дыр были зачитаны все книги, связанные с Францией и ее историей. Толчком послужил случайно найденный сборник рассказов Жюльетты Бенцони «Любовь и корона», посвященный историям любви, предательств, интриг и измен коронованных особ, их любовников и любовниц, начиная от Меровингов и заканчивая последним королем из орлеанского дома Бурбонов.
Место действия нескольких рассказов — замки в долине реки Луара, где жили французские короли из династии Валуа, скрываясь от Столетней войны и феодальных разногласий с 14 по 16 вв., а также их фаворитки (чего стоит самая знаменитая из них — «охотница» Диана де Пуатье, которой, несмотря на разницу в возрасте в 20 лет, удалось поймать в свои сети Генриха II и достичь большего влияния и могущества, чем королева).
Так возникло еще одно желание — непременно увидеть своими глазами роскошные шато, ставшие частью истории Франции эпохи королей.
Мои мечты о Франции, Париже, Фонтенбло и Версале последовательно претворялись в жизнь. В июне 2012 года настала очередь долины Луары, тем более, что в то время я особенно была увлечена творчеством Оноре де Бальзака, который не только родился на берегах Луары в городе Тур, но и перенес место действия многих своих произведений в эту живописную область Франции.
Открытый годовой шенген «жег» паспорт, и я решила осуществить свою мечту о Луаре спустя всего два месяца после последней поездки в Европу — в весеннюю Прагу. Меня не останавливало даже то, что муж не мог поехать вместе со мной из-за работы. Я сама могла вырваться всего на пять дней, включая два выходных, но мысль о том, что этот год может пройти без моей любимой Франции, была невыносимой!
Пусть всего лишь пять дней, пусть самый дешевый билет с ночной пересадкой в Праге, пусть невозможность разделить с кем-то впечатления в одиночной поездке…. Пусть! Главное, что я лечу во Францию, буду дышать воздухом Парижа, любоваться пейзажами в долине Великой реки, которые вдохновляли великих писателей, архитекторов и художников, восхищаться замками, чей облик создавался в эпоху французского Возрождения и пить местное вино из винодельческого района Турень.
Я купила самый дешевый билет «Чешских авиалиний» в Париж с пересадкой в Праге. Пересадка «туда» была кошмарной: в Прагу я прилетела около полуночи, а вылет в Париж — только в 7 утра. Ну сколько раз твердили миру — не стоит брать билеты с длинной ночной пересадкой, если переночевать негде, кроме как в аэропорту! Авторитетно заявляю, что аэропорт Праги Рузине не предназначен для ночевки — он маленький и холодный из-за постоянно работающего кондиционера, сиденья жесткие, ночью закрыто абсолютно все и практически безлюдно, как в фильме по роману Стивена Кинга «Лангольеры».
Грело меня той ночью только одно: скоро я увижу Париж, а еще через пару часов — Блуа, один из «королевских» городов в долине Луары.
Все тяготы пути до Парижа позади. Я прилетела по расписанию в Орли, на поездах RER и метро добралась до вокзала Аустерлитц, откуда отправляются поезда в южном направлении, в том числе и в Блуа.
Билет на поезд купила заранее — на сайте французских железных дорог sncf.com, цена (на 2012 год) — 26,5 евро. Время в пути до Блуа — менее 1,5 часов, поэтому многие туристы едут в долину Луары из Парижа на день, уезжая утром и приезжая вечером. Мне же предстояло провести в Блуа две ночи, затем одну ночь в другом «королевском» городе — Амбуазе, а затем вернуться в Париж.
Около двух часов дня я наконец приехала в долину Луары и город, в котором находится самый крупный из луарских замков и резиденция королей — Блуа.
Блуа — городок небольшой, всего 40 000 жителей, и расстояния здесь маленькие. От вокзала Блуа до центра города можно дойти пешком, что я и сделала.
На две ночи был забронирован номер в двухвездочном отеле La Renaissance, занимающем здание 18 в. Номера в отеле рассчитаны на путешественников, не слишком-то требовательных к комфорту и чистоте, но меня в целом все удовлетворяло, так как отель удобно расположен в непосредственной близости как от замка, так и от вокзала, рядом с которым находится остановка автобусов, курсирующих по маршруту между замками Луары.
Несмотря на усталость и желание выспаться после ночной пересадки в Праге, я все же отправилась гулять по Блуа, который понравился мне буквально с первого взгляда…
Именно таким я и представляла себе тихий провинциальный город в самом сердце Франции. Грифельные покатые крыши, ажурные балкончики, аккуратные клумбы… И практически полное отсутствие людей!
Кто бы мог подумать, но во времена королей жизнь здесь бурлила, подогреваемая интригами и убийствами. В наши дни Блуа не имеет никакого политического значения, зато поток туристов в город не иссякает, потому что именно отсюда чаще всего начинаются экскурсии по долине Луары. Другое дело, что туристы в Блуа не задерживаются, предпочитая сразу отправляться к замкам.
Мне кажется, что Блуа все же заслуживает того, чтобы на него выделили пару часов даже в плотной экскурсионной программе. В городке нет ощущения «путешествия в Средневековье» с его сверхузкими улочками и домами с толстыми стенами и узкими окнами, как в крепости. Основная застройка относится к более позднему времени, но зато она сохранилась до наших дней в великолепном состоянии. Такое ощущение, что над городом не довлеет груз веков, и все выглядит ухоженным и по-французски очаровательным.
Прогулку по Блуа рекомендую начать с сада Jardin des Lices (Сад лилий) на площади Виктора Гюго, что напротив королевского замка Блуа. Отсюда открывается самый растиражированный вид на королевский замок, а, точнее, на крыло Франциска I — перестроенную в 16 в. часть дворца с лоджиями в стиле итальянского Возрождения.
Королевский замок в Блуа — крупнейший из замков в долине Луары, единственный, имеющий на французском языке приставку «королевский» (Royal), строился и перестраивался в течение нескольких веков, поэтому разные его части относят к разным архитектурным стилям — готика, классика, ренессанс.
Наиболее известным человеком, жившим и даже родившимся в стенах замка, является король Людовик XII из орлеанской ветви династии Валуа. Он обожал Блуа, где родился и вырос, поэтому перенес свою резиденцию в родовое гнездо.
Во время царствования Людовика XII замок преобразился, постепенно превращаясь из средневековой крепости в настоящий королевский дворец, который должен был удовлетворять все потребности монарха в комфорте (Людовик предпочитал жить в Блуа в зимние месяцы), а также быть достаточно вместительным и изящным для приема иностранных делегаций, дипломатический миссий и проведения празднеств, включая свадьбы особ королевских кровей.
Над главным входом в замок установлена статуя Людовика XII.
Еще один король, с чьим именем связано строительство в замке Блуа — вышеупомянутый Франциск I, племянник Людовика XII, женившийся на его дочери Клод и ставший родоначальником ангулемской ветви Валуа. Правление Франциска I запомнилось не по военным или экономическим успехам, а благодаря тому, что он смог оценить достижения итальянского Возрождения и способствовал трансферу этих достижений на французскую землю.
Франциск благоволил ученым, поэтам, художникам и архитекторам и активно привлекал иностранных мастеров во Францию, включая самого Леонардо да Винчи. Правление Франциска I ознаменовано расцветом французской культуры. Началась эпоха французского Возрождения, плоды которого мы можем видеть сегодня в том числе в долине Луары.
Крыло Франциска I в. замке Блуа было построено по просьбе жены короля королевы Клод и под вдохновением итальянских дворцов. Удивительно, что это крыло строилось всего на 15 лет позже крыла Людовика XII, но сильно отличается от него в архитектурном плане. Так в одном дворце соединились два стиля — поздняя готика и Ренессанс.
Среди других королей, бывавших в замке Блуа, но уже не вносивших столь кардинальных изменений в его облик, — Генрих II, Генрих III и Генрих IV из рода Бурбонов. Людовик XIII и Анна Австрийская останавливались в замке на непродолжительное время. Среди Валуа только Людовик XII обожал Блуа, другие короли из рода Валуа относились к замку гораздо прохладнее. Бурбоны и вовсе не благоволили замку, предпочитая Фонтенбло и Версаль.
Блуа не стал излюбленной резиденцией королей, зато известен тем, что служил чем-то вроде тюрьмы для высокопоставленных особ. Здесь свои последние дни провела Екатерина Медичи, жена Генриха II, отдавшего власть над своим сердцем и заодно государством своей любовнице Диане де Пуатье.
Всесильная Екатерина, как истинная итальянка, знавшая толк в ядах, власти и любви (она смирила гордость и нашла общий язык с любовницей мужа!), бывшая «серым кардиналом» при собственных сыновьях, большинство из которых пережила, была удалена от двора и государственных дел. Трагедия состоит в том, что, несмотря на все усилия Екатерины, на ее детях династия Валуа и пресеклась.
Еще одна выдающаяся женщина, которая почтила своим присутствием замок Блуа, — Жанна д’Арк, национальная героиня Франции. Жанна прибыла в Блуа в конце апреля 1429 года, чтобы собрать войска, получить благословение епископа Реймса в церкви Сен-Совер (не сохранившейся до наших дней) и двинуться на Орлеан, оккупированный английскими войсками. Как мы знаем, задуманное ей удалось — англичане отступили, а дофин Карл короновался в Реймском соборе.
Екатерина Медичи — не единственная, кто жил под домашним арестом в замке Блуа. Хитрая и властная Мария Медичи, жена Генриха IV и мать Людовика XIII, прожила в замке 2 года, удаленная от двора собственным сыном, как и ее родственница Екатерина.
Сын Марии Медичи Гастон Орлеанский, постоянно плел интриги против короля и старшего брата в одном лице — Людовика XIII, поэтому также был отправлен под домашний арест в замок Блуа, который получил в собственность в составе графства Блуа.
Пребывание Гастона Орлеанского в замке отмечено строительством еще одного крыла, совершенно не похожего на те, что были построены при Людовике XII и Франциске I.
Из-за этого замок не выглядит цельным сооружением, как другие замки в долине Луары, зато служит наглядным пособием для всех, кто изучает архитектурные стили и хочет понять разницу между ними.
Не помню уже по какой причине (может, из-за недостатка времени, может, желания), но замок Блуа я не стала посещать, осмотрев его только с внешней стороны.
Поэтому вернемся обратно в сад, где мы начали прогулку. Из сада открывается вид на одну из церквей Блуа — церковь Святого Викентия, построенную в 17 в. при финансовой поддержке вышеупомянутого Гастона Орлеанского и его дочери Анны де Монпансье, известной как «великая мадемуазель».
Сам сад также заслуживает внимания. Путешествие по королевским резиденциям без королевских лилий было бы неполным.
Сады — важная неотъемлемая часть резиденций французских королей.
Садово-парковое искусство, которому благоволили короли, во Франции получило качественное развитие. Появилось отдельное направление — регулярный «французский» сад с геометрически правильно подстриженными деревьями и кустарниками и симметричностью композиции.