Этим летом я заново открыла для себя Москву и теперь сожалею, что не сделала этого раньше. За 7 лет жизни в столице я не узнала о ней столько, сколько за последние месяцы. Когда стала больше гулять по поверхности, специально выбирая маршруты по московским улочкам и переулкам, где все пропитано историей, а не перемещаться во тьме и неведении метро. Когда посетила несколько городских мероприятий, организованных в формате европейских праздников с русским размахом и душой. Когда, помимо затертых до дыр туристических символов Москвы, начала приглядываться к менее известным, но не менее интересным достопримечательностям, читать о них в Интернете, узнавать, какие события или исторические личности с ними были связаны.
И, наконец, когда горизонт моих представлений о Москве был значительно расширен благодаря необычным тематическим экскурсиям, позволившим не только много нового узнать о столице, но и — в свете новой информации — по-другому воспринимать вроде бы знакомые и исхоженные места.
На смотровой площадке башни «Империя» в деловом центре Москва-Сити мне запомнилась экскурсовод Милана, приятно удивившая своими познаниями истории Москвы, но еще более — той любовью и вдохновением, с которыми она рассказывала о столице, ее жителях и нравах. Захотелось побывать и на других ее экскурсиях. Есть среди них автобусная «Мифы и легенды сталинских высоток», но формат автобусной экскурсии, испробованный на «Москве масонской», во всех отношениях хуже, чем пешеходной.
Так я записала себя и мужа на проводимую Миланой экскурсию «Дом на набережной с посещением музея» (стоимость билета для взрослых — 500 рублей, студентам и пенсионерам скидка).
К своему стыду я четко не представляла себе, какой конкретно дом на набережной имеется в виду: Москва раскинулась на берегах реки, и таких «домов на набережной» довольно много, включая знаменитую сталинскую высотку. На самом деле дом, который называется «Домом на набережной», один, и он находится в таком месте Москвы, что почти всякий, кто гулял по центру, видел дом и обращал внимание на его внушительные размеры, в том числе и я. Причем именно этот дом стал источником легенд и тайн, гулявших по Москве в советскую эпоху, а также послужил местом действия для нескольких повестей, рассказов и одноименного сериала. В наши дни Дом на набережной — памятник архитектуры федерального значения.
Но обо всем по порядку.
Началась наша экскурсия в 12.00 у выхода из метро Кропоткинская. Рядом — многими ругаемый новострой, он же Кафедральный собор РПЦ храм Христа Спасителя. Не так давно начались ремонтные работы, и основание центрального купола храма было скрыто строительными лесами.
Уже из этой точки, со стороны сквера у храма, видно гигантское здание Дома на набережной, но я пока этого не знаю, потому что не представляю, что конкретно нам предстоит увидеть.
Нашей группе не повезло с погодой — небо заволокло тучами, пошел мелкий, противный дождик, а многие из нас не захватили зонтов. Вместе с Миланой мы перебежали до первого «укрытия», где она начала свой рассказ, по улице Ленивке, которая раньше являлась самой короткой улицей Москвы.
Мне же на глаза попалось интересное кафе с вывеской, явно оставшейся с советских времен.
Мы нашли укрытие от дождя под узким пространством между массивными классическими колоннами, подпирающими балкон, и стеной вроде бы ничем не примечательного здания. А ведь раньше на этом месте находились палаты Никиты Зотова, «дядьки» и учителя Петра Первого. В конце 18 — начале 19 вв. дом, владельцем которого стал сенатор Алябьев, был перестроен и приобрел свой современный вид.
«Усадьба Алябьева», где в наши дни размещается российская книжная палата, имеет прямое отношение к Дому на набережной. В 30-х гг. 20 века в доме располагалось проектное бюро Бориса Иофана — главного архитектора Дома на набережной.
Об авторитете, опыте и профессионализме Бориса Иофана говорит тот факт, что именно его проект был утвержден в качестве финального варианта проекта Дворца Советов — грандиозного сооружения, которое должно было не только переплюнуть Empire State Building в Нью-Йорке, но и вообще стать самым высоким зданием в мире, потрясая своими размерами воображение современников.
Как известно, для строительства Дворца Советов и был взорван храм Христа Спасителя, однако дальше котлована дело у строителей так и не продвинулось.
Дождь закончился. За время, что мы находились в «укрытии», Милана рассказала о том, почему возникла необходимость строительства Дома на набережной, также известного, как Дом правительства.
В самых общих чертах суть истории такова. В 1918 г. большевики перенесли столицу молодого советского государства из Санкт-Петербурга в Москву. Вместе с новым статусом в Москве резко возросло и количество госслужащих, которых нужно было где-то селить, при этом желательно неподалеку от Кремля, чтобы «бытовые и семейные проблемы» и длинная дорога до работы не отвлекали их от прямых обязанностей.
Но патриархальная, низкоэтажная и в иных местах откровенно деревенская Москва была совершенно не готова к выполнению столичных функций, потому людей первоначально расселяли в гостиницах, дворцах и бывших господских усадьбах. Сам Ленин какое-то время жил в одном из номеров «Метрополя», остальным же приходилось эти самые номера делить между собой, что постепенно делало пресловутый «квартирный вопрос» все более злободневным.
К середине 20-х гг. советская власть пришла к необходимости строительства отдельного большого здания, где в непосредственной близости от Кремля жили бы госслужащие, партийные работники, военные чины, ученые и прочие представители советской элиты.
К тому же, это было очень удобно — все ключевые фигуры под рукой, а компетентные органы могли с комфортом для себя отслеживать нелояльные власти разговоры и намерения.
Так под руководством архитектора Бориса Иофана был спроектирован и построен Дом на набережной, который наверняка видел каждый, кто гулял по Кремлевской или Берсеневской набережной в сторону Кремля.
Дом, построенный в 1931 году в стиле позднего конструктивизма, действительно огромный даже по меркам сегодняшнего дня: когда квартиры уплотняли до «коммуналок», в доме жило более 6000 человек — население маленького города. Для Москвы того времени это было грандиознейшее и уникальнейшее сооружение, и не только по своим масштабам.
Во-первых, здание было высотным — в те годы в Москве не строили выше 6–7 этажа, а Дом на набережной имел в зависимости от конфигурации крыши до 12 этажей.
Во-вторых, выбор места строительства стал настоящим вызовом для Бориса Иофана и его архитектурного бюро, потому что тогда Болотный остров, где сегодня размещается дом, представлял собой не до конца осушенное болото с камышами и лягушками (представьте, каково строить на таком сложном грунте!), и находились на нем почти сплошь винно-сахарные склады. Но самое жуткое, что часть территории, которую предстояло освоить под строительство дома, занимало старинное Всехсвятское кладбище (тогда с этим особо не церемонились).
И, в-третьих, здание дома предполагалось сделать суперсовременным, чтобы решить, по представлениям Ленина, все бытовые вопросы интеллектуальной элиты советской нации, которой надлежало направить всю свою энергию на решение куда более важных государственных задач.
В начале 30-х годов, как это ни дико звучит с высоты нашего времени, подавляющее большинство москвичей не имели доступа к канализации и центральному водоснабжению с горячей и холодной водой.
В Доме на набережной были не только все эти блага цивилизации, но и гораздо больше — детский сад на крыше, кинотеатр, химчистка, столовая, где первоначально жильцов дома кормили бесплатно, несколько магазинов, теннисный корт и даже клуб (ныне Театр эстрады под руководством Геннадия Хазанова).
Но самым большим чудом для москвичей 30-х годов были… лифты. Парни, живущие в доме, приглашали девушек на свидание — покататься в лифте, и те с большой охотой соглашались, потому что в то время это было все равно, что в наши дни покататься на Bentley или Lamborghini.
С лифтами была связана и одна из легенд Дом на набережной. Якобы в доме существовал портал в другое измерение, куда люди входили, но откуда обратного выхода уже не было. На самом деле эта легенда только наполовину выдумка: жители дома и вправду бесследно пропадали. Однако не в параллельном измерении, а в застенках Лубянки.
В доме были предусмотрены, помимо пассажирских, грузовые технические лифты — для вывоза мусора. В этих лифтах прямо в квартиры к своим жертвам и зачастую посреди ночи приезжали «чекисты» в черных-черных куртках и черных-черных хрустящих сапогах. Брали обвиняемого, который, например, являлся японским шпионом, роющим подкоп под Кремль, под белы рученьки и прямо в том, в чем он спал, увозили в неизвестном направлении.
Затем приходили за его женой. Ее ссылали в АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины в Казахстане), а детей — в детприемник. В разгар сталинских репрессий никто не задавал лишних вопросов, если за пару ночей из квартиры напротив резко исчезали все люди. Меньше знаешь — крепче спишь, и есть шанс, что к тебе-то не приедут посреди ночи на грузовом лифте.
В доме, с которым связано столько трагически оборванных судеб, наверняка обитают привидения. Когда я спросила об этом у сотрудницы музея «Дома на набережной», то она рассказала совсем не жуткую историю о том, что якобы одной русской девушке, которая временно жила в квартире у своей английской подруги, приглядывая за ее котами, мерещились какие-то тени, слышались какие-то вздохи и поскрипывания половиц. Причем ее английская подруга ничего не видела и не слышала — полтергейсты ее почему-то совсем не трогали.
Когда подняли архивы на квартиру, выяснилось, что в годы репрессий всех ее жильцов расстреляли. Но мало ли таких квартир было в Доме на набережной? В те годы расстреливали и ссылали целыми семьями, а освободившиеся площади снова быстро заселяли.
В доме, который до 1991 года находился на особом балансе КГБ, могли поселиться только сотрудники различных ведомств и служб, «ответственные работники», а также обслуживающий персонал с безупречной рабоче-крестьянской биографией.
Среди этих людей было много знаменитостей. В Доме некоторое время жили дети самого Сталина — Светлана и Василий. Будущий генсек Никита Хрущев. Маршал Тухачевский (расстрелян в 37-м). Писатель Александр Серафимович, в честь которого названа улица, на которой находится Дом. Хореограф Игорь Моисеев.
Лева Федотов, мальчик-пророк, еще одна легенда Дома на набережной. Мальчик в своих дневниках якобы предсказал Вторую мировую и то, что СССР будет поначалу нести большие потери, а война примет затяжной характер.
Список известных персон, живших в Доме, можно продолжать и продолжать.
Самыми престижными считались подъезды, окнами выходившие на Кремль. Там и квартиры были побольше — шести- и семикомнатные. Основательница краеведческого музея «Дом на набережной» написала книгу, которая красноречиво называется «Окнами на Кремль».
В советское время рассуждали просто: квартира по чину. Крупным государственным деятелям можно занять площади побольше. Им дозволялось глядеть из окна на кремлевские звезды, чтобы денно и нощно они размышляли над решением государственных задач.
Чиновникам калибром поменьше выделялись однушки и двушки в подъездах с видом на химчистку и промзону ТЭЦ с вечно дымящими трубами. Им и того было достаточно, что до Кремля пешком рукой подать.
В наши дни все ограничения на проживание в Доме сняты. Любой, у кого есть деньги и желание, может купить или арендовать квартиру в доме. А если есть очень большие деньги, то и с «престижным» видом на Кремль, а не на технические здания.
Отдельно в ряду знаменитостей, живших в Доме на набережной, стоит имя писателя Юрия Трифонова — автора повести «Дом на набережной», что впоследствии вытеснило первоначальное «Дом правительства».
В основе повести — реальные события, происходившие с жильцами Дома. По меркам тех времен им очень повезло — отдельные благоустроенные и полностью меблированные квартиры, украшенные фресками и лепниной. Есть лифты, горячая и холодная вода, полное обеспечение. Никаких забот и хлопот — другие о такой роскоши могли только мечтать. Живи, как говорится, и радуйся.
Но радость эту каждый день отравлял яд страха. Мудрый и справедливый отец народов с ласковой улыбкой, спрятанной в густые усы, зорко следил из Кремля за своими нерадивыми детьми и внимательно слушал, о чем они говорят (в Доме, конечно, была прослушка).
На таких печатных машинках было удобно печатать анонимные доносы на соседей, которые вели себя подозрительно.
Для полного погружения в эпоху сотрудница музея любезно включила для нас патефон, и под его звуки мы покидали музей с легкой грустью и облегчением. Слава богу, мы не жили в то страшное время — все эти псевдобесплатные блага от государства не стоили стольких жертв, разрушенных семей и искалеченных судеб!
Обратите также внимание, что рядом с Домом на Берсеневской набережной находится очень красивый православный храм 17 века — церковь Николая Чудотворца на Берсеневке. При храме есть лавка, где продают вкусные пирожки с вишней и яблоками.
Вывод по экскурсии
Экскурсия была очень информативной, длилась 3 часа и включала как общий рассказ о той эпохе, когда проектировался и строился дом, так и о живших в нем людях и их непростых судьбах. Честно говоря, в конце осталось тяжелое ощущение — наверное, потому что и день был пасмурным, и истории были не самыми радостными. Сотрудница музея рассказала о нескольких жильцах Дома, которых либо расстреляли, либо сослали за Урал — в Сибирь, Магадан, в Казахстан. Рассказывала она и о том, как матери искали своих детей, переименованных в детприемниках, и о том, как муж пытался спасти жену из лагеря, но не успел — та совершила самоубийство.
Когда я слушала все эти истории вполне конкретных, не абстрактных людей, то у меня в горле появился и долго не пропадал горький противный комок. Многие сегодня идут от обратного по отношению к практике девяностых, реабилитируют и всячески обеляют советское время.
Но что бы мне кто ни говорил, что жить в СССР «было лучше и веселей», а мороженое и колбаса вкусней, я в это никогда не поверю и буду благодарить бога, что живу пусть в относительной и не бесспорной, но все же свободе России современной.
Для полноты картины в экскурсии не хватило только посещения одного из подъездов и какой-нибудь реальной квартиры, где сохранилась та обстановка, когда Дом только сдали в эксплуатацию. Дело в том, что меблировка комнат была типовой, и жильцы не могли что-либо поменять и изменить по своему усмотрению. Типовой, да шикарной по тем временам — мебель из дуба, по дизайнерским эскизам Бориса Иофана. Часть обстановки сохранилась в музее, в самом же Доме почти все квартиры изменили свой первоначальный облик, а потомков жильцов Дома почти не осталось. Понимаю: каково же им было жить в Доме, хранящем столь мрачные истории из прошлого…
Добавлю, что на этих выходных наша культурная программа не ограничилась экскурсией. Мы также сходили на концерт органной и вокальной классики, который состоялся в Хлебном доме музея-заповедника Царицыно. В программе концерта — произведения Баха и Чайковского.
В Царицыно часто проходят концерты классической музыки и посетить их можно более чем за приемлемые деньги — всего 400 рублей (детям и пенсионерам скидки).
Но все же не советую брать на такие мероприятия маленьких детей — даже взрослым трудно выдержать концерт без того, чтобы не заснуть под успокаивающие и монотонные звуки органа.
Лично я пришла к выводу, что орган лучше слушать в церкви. Там обстановка к этому более располагает.
В любом случае чем больше я гуляю и узнаю Москву, тем больше в нее влюбляюсь. Этот город не раскроется под поверхностным или скептическим взглядом. Его нужно «долбить», как орешек. Зато когда узнаешь на вкус сердцевину, начинаешь понимать истинную прелесть столицы, которая состоит в ее пусть и драматичной, но невероятно увлекательной истории.
Всем приятных прогулок по Москве и новых удивительных открытий!
Музей дома на набережной производит гнетущее впечатление.Нет ни одного сколько-нибудь
ценного экспоната.Собрали все барахло из квартир,вместо того чтобы выбросить на помойку.
Нет общего стиля,все имеет случайный характер,очень убого и мелко.Но экскурсовод неплохой
старается,как может.Однако он не спасает общего неприятного впечатления о музее.Как
будто ты побывал на барахолке.
Прочитал — с Интересом.
Равно как и самого автора, так и комментарий «Надежды»@
Что Сказать?
Да. Исторический «Негатив» — он всегда Виден (в отличие — от «Позитива»).
Автор (Анна) — закончила свою (неплохую, в целом) туристическую «повесть» — репликой об «ужасах» Сталинской эпохи.
ОК. Тогда-к ней — Вопрос.
Бывая,например, в Париже (сам тоже там был, в 2005-м),
Анне — Не Приходило в голову, что «Именно Там», 27 августа 1572 года, по указу Марии Медичи (и ее сынка) — За Одну Ночь!!! — Было Вырезано — почти 30 тысяч человек («гугенотов»). И ее, Анну, почему-то так, ВСЕ ЭТО — не Повергает в Ужас!
А-Почему? Что- «Парижская земля», Она: чем-то — «Круче» Российской???
Ой, Не Думаю.
Идем дальше. Англия. Оливер Кромвель- 1645-1650.
Этот «сельский парень» (мелкий помещик-той эпохи), помимо короля Карла, отправил на Плаху — более 50 тысяч (!) своих соотечественников!
И Что? Анна (автор) — бывая в Лондоне, почему-то так (А-почему?) — Не возмущается его «деяниями»!
Что-Это?
У нее: «Западное Полушарие Мозга»@ — развито более остального?????
Похоже, что-Так.
Я- тоже люблю (при возможности) путешествовать.
И побывал в очень (ныне «экзотических») местах: например, Памир-Файзабад-Кала, где довелось «попить чайку» вместе
с т.н. «душманами»….и так далее.
NB:
Я не хочу никого «Перевоспитывать», но — прошу того же автора-Анну:
Любите свою Историю, какой бы «жесткой» — она ни была!
И..НЕ НАДО…на того же Сталина — Навешивать все Грехи Человечества!!!
Это-Глупо. Как Минимум.
История, по своей Сути — Едина и Неразрывна.