Гонконг — культовый город шопоголиков, а шоппинг в Гонконге больше похож на спорт, в котором после забега по магазинам сможет выжить только сильнейший.
Почему же Гонконг так манит тех, кто хочет потратить время и деньги на столь утомительное развлечение, как покупки?
Торговля в «благоухающей гавани» — философия жизни с тех самых времен, когда Гонконг превратился из рыбацкой деревни в крупный морской порт, посредника по торговле Китая с европейскими странами. Торгуют здесь везде и повсюду — от крошечных лавчонок в пропахших местной специфической едой переулках до многоэтажных мегамоллов, сверкающих стеклянными витринами. Таким образом, каждый найдет себе место по душе, где с удовольствием расстанется со своими кровными.
Гонконг, как и всякий крупный и развитый в экономическом плане город, предлагает несколько уровней шоппинга, если можно так выразиться: элитный (в дорогих брендовых бутиках), средний (бренды масс—маркета в торговых центрах и моллах), рыночный (уличная торговля одеждой, сувенирами и т. д.). Также отдельно можно выделить техношоппинг — магазины, где можно купить гаджеты и разнообразную технику.
Вкратце остановлюсь на элитном шоппинге, который в нашем случае был неактуален. Множество бутиков премиум-брендов расположены в районе Чимсачей на полуострове Коулун. D&G, Cartier, Louis Vuitton, Gucci — все они находятся на Кантон-роад (Canton Road). Также есть бутики на острове Гонконг в районе Адмиралтейства.
Впервые в жизни я видела очередь (!) в брендовый бутик! Совсем как в СССР за колбасой в свое время, только в Гонконге это были дорогие украшения и одежда.
Говорят, что в Гонконг специально приезжают японцы и скупают все подчистую (их даже не пускают всех сразу, иначе ничего не достанется другим), потому что здесь те же вещи гораздо дешевле, чем в Японии.
Чимсачей весьма примечательный район в плане шоппинга, поэтому рекомендую, если в ваши планы входит совершение покупок, поселиться именно здесь — для экономии сил и времени.
В Чимсачей находится множество торговых центров. Немного погулять удалось только по одному из них — по тому, что находится сразу при выходе из портового терминала, куда пребывают паромы из Макао. В нем есть и дорогие бутики, и магазины попроще. А вот в расположенном рядом комплексе Harbour City на Кантон-роад нужно быть готовым хорошенько потратиться.
Интересный торговый центр — Peak Tower на пике Виктория. Отличная возможность совместить приятное с полезным — осмотр гонконгской достопримечательности № 1 и шоппинга. Только нужно учесть, что в этом торговом центре как в популярном туристическом месте цены немного завышены.
Peak Tower многоэтажный, и на каждом этаже есть как магазины, так и кафе и рестораны. Рекомендую Bubba Gump Shrimp, где за адекватную цену можно насладиться фруктовым смузи и блюдом из морепродуктов, а приятным бонусом станут виды на Гонконг.
Множество торговых центров и магазинов с одеждой и вещами масс—маркета находится на центральной улице Гонконга на полуострове Коулун. После дневного осмотра достопримечательностей вечером можно прогуляться по Натан-роад, когда огромное количество рекламных вывесок, которое поначалу шокирует, выглядит ярко и нарядно в неоновой подсветке, а витрины так и манят.
На Натан-роад продается буквально все — от газет на уличном прилавке и китайских деликатесов до дорогих брендовых вещей и золотых украшений (правда, на мой взгляд, аляповатых, чего только стоит ожерелье из летающих свиней). Большинство вещей, если честно, по-китайски безвкусны. Среди всего представленного нужно еще постараться, чтобы найти что-нибудь интересное и приличное.
Еще здесь находятся многочисленные магазины, торгующие техникой: фотоаппаратами, смартфонами и т. д. Цены оказались примерно такими же, что и в Москве (может, меньше на 1000 — 2000 рублей), или просто мы плохо торговались. В таких магазинах это вполне уместно.
Если честно, то торговые центры в Гонконге показались неоправданно дорогими и чересчур пафосными — одни бренды, бренды, бренды, которые по карману далеко не всем. В магазинах с более доступными ценами нужно постараться, чтобы найти достойную вещь. В итоге в Гонконге из одежды мы не купили ничего.
Шанхай в этом плане понравился куда как больше. На центральной улице Шанхая Нанкин-роад тоже много торговых центров, но в большинство из них можно зайти без того чувства дискомфорта, которое возникает, когда «не можешь себе это позволить». На мой взгляд, в Шанхае много интересных доступных брендов, которые в Москве не представлены, а также большой выбор магазинов, где торгуют вещами из китайского шелка (в том числе и самый известный из них — Silk King, где женская часть нашей группы провела самые незабываемые часы).
В общем, мы сосредоточили свои шоппинг-усилия на рынках, а конкретно на одном из них в силу того, что этот рынок находился в двух минутах ходьбы от нашей гостиницы Tai An Guest House.
Называется он Ночной рынок на Темпл-стрит. Это типичный рынок, где торгуют разнообразным китайским барахлом. Единственное отличие, что работает он не днем, а в вечернее время.
Днем здесь тихо, спокойно и даже немного сонно — рынок копит силы перед предстоящим шоппинг-марафоном.
Вечером же торговля буквально вдыхает жизнь в это место, и оно превращается в одну длинную улицу, где покупатели и продавцы наконец встречают друг друга. Хотите прочувствовать колорит настоящего китайского рынка? Вам сюда, на Темпл-стрит.
Здесь можно купить: сувениры в китайском стиле (причем выбор действительно поражает), поддельные сумки, часы и очки, игрушки, джинсы, обувь, а также разнообразные гаджеты и «примочки» к ним, например портативная зарядка для айфона и беспроводная колонка с возможностью проигрывания музыки с флешки. Торговаться строго обязательно: цены там, понятное дело, изначально завышают, да и вы обидите продавцы, если не поторгуетесь.
Однако нужно быть готовым к тому, что рынок есть рынок, и качественных и интересных вещей здесь попросту нет. На сувениры сойдет, одним словом.
Мы с этими сувенирами, кстати, опростоволосились. Купили 20 флешек в форме различных мультяшек и супергероев — на подарки друзьям. По приезду домой выяснилось, что ни одна из них не работает.
Рекомендую ресторан (громкое название, но все же) непальской кухни, расположенный на Темпл-стрит. Этот ресторан, который держат, как не трудно догадаться, эмигранты из Непала, нас в буквальном смысле спасал от голодной смерти ввиду невозможности более питаться в китайских харчевнях с их специфическими блюдами и запахами. Мы открыли для себя потрясающие на вкус лепешки «наан» с сыром и зеленью, непальские пельмени момо и непальское пиво Gorski, после чего немедленно захотелось в Непал:)
Так как рынок на Темпл-стрит находился в непосредственной близости от нашей гостиницы, мы каждый вечер гуляли по нему, постепенно покупая все, что нас интересовало. В этом, конечно, есть большое удобство, но я под конец настолько устала от шума и необходимости торговаться, что просто сбежала в номер. Муж еще съездил на рынок электроники Ван Чай и уговаривал меня купить китайский смартфон Xiaomi взамен того, что я разбила в Сербии, но сил ехать и выбирать уже не было. В итоге я купила Ксиоми (или, правильнее, Сяоми) в России дороже на пару тысяч, но зато без головной боли — просто заказав его по интернету.
Еще один рынок, с которым мы мельком познакомились, — Stanley market на Стенли-бич (известный пляж на острове Гонконг). В основном на нем продаются те же сувениры и одежда, что и на Ночном рынке, только по более высоким ценам, так как на Стенли-бич любят гулять в основном богатые экспаты и туристы из западных стран.
Имеет смысл заглянуть, если совместить с пляжным отдыхом на Стенли-бич.
Здесь же находится многоэтажный торговый центр Stanley Plaza, опять же ориентированного на западных туристов, но чего-то интересного и привлекающего внимания я в нем не заметила.
Итоговое впечатление по шоппингу в Гонконге
Составить объективное впечатление по нескольким дням, которые не были целиком посвящены шоппингу, конечно, сложно да и невозможно, но я попробую его сформулировать. Шоппинг в Гонконге оказался не слишком продуктивным — город недаром считается очень дорогим для Азии. Для обычных людей с обычными финансовыми возможностями здесь разгуляться негде. В торговых центрах (по крайней мере тех, что видели мы) все либо слишком дорого, либо по-китайски безвкусно. На рынке тоже не получится основательно закупиться — китайского барахла и в России хватает.
По многим параметрам лично мне понравился больше Шанхай, где есть магазины с интересной дизайнерской одеждой и одеждой из шелка по адекватной цене. А на рынке подделок Fake Market можно найти действительно неплохие вещи — да, подделки, но шьются и изготавливаются они на тех же фабриках. К тому же, рынок находится не на улице, а в помещении, что уже добавляет больше комфорта к процессу шоппинга.
Пекин в плане шоппинга, опять же на мой субъективный взгляд, тоже превосходит город-автономию. Количество разнообразных рынков и торговых центров в Пекине просто не поддается подсчету, и цены куда как приятнее, чем в дорогущем Гонконге.
В результате в ходе этой весенней поездки почти всю одежду мы купили в малазийском городе Кота-Кинабалу, где торговые центры не пугают ценами, а ассортимент — отсутствием реального выбора.