Практика стрит-фото на шествии оппозиции «За свободу» в Москве

Случайное совпадение времени и места одного мероприятия с нашими передвижениями по Москве поменяло наши планы в воскресенье. Мы впервые приняли участие в политическом шествии (санкционированном властями) и узнали чуть больше о российском протестном движении в качестве сторонних наблюдателей

Как часто бывает, что случайности вмешиваются в наши планы, внося в них коррективы или даже кардинально меняя. Но благодаря таким случайностям жизнь не перестает удивлять, иначе бы мы все знали наперед, а это скучно.

Случайное совпадение времени и места одного мероприятия с нашими передвижениями по Москве поменяло наши планы в воскресенье. Мы хотели, после завершения некоторых дел в центре, посетить Исторический музей. Ничто не могло помешать задуманному.

Мы шли уже по направлению к музею от метро Тверская, как заметили несколько огромных оранжевых самосвалов, перегородивших проезд у кинотеатра «Октябрьский».

Нам стало любопытно, зачем в центр Москвы пригнали сразу столько самосвалов, причем ничем не груженых и не не выполняющих никакой работы?

Затем в глаза бросилось подозрительно большое количество сотрудников правоохранительных органов. По опыту уже знаем, что в одном месте они концентрируются неспроста. 

Когда подошли поближе, увидели и собирающуюся толпу народа, и рамки металлоискателей. Быстрый поиск в интернете (слава смартфонам и 3G) позволил сориентироваться в ситуации. Оказалось, что скоро должно было состояться санкционированное властями шествие оппозиции «Свободу узникам Болотной». Узники Болотной — это те, кто был обвинен за совершение противоправных действий во время митинга на Болотной площади 6 мая 2012 г. Дело часто называют политическим, потому что людям дали вполне реальные ощутимые сроки за участие в так называемых беспорядках и оказание сопротивление полиции (никто серьезно не пострадал — даже близко с Майданом не сравнить). Некоторые из участников митинга до сих пор находятся в тюрьме.

Больше об этом можно почитать в той же Википедии.

Еще никогда мы с мужем, будучи людьми вне политики, не участвовали ни в митингах, ни в шествиях, хотя интерес к ним имелся всегда. 

Долго колебались, стоит ли дожидаться начала шествия и менять планы относительно музея. В итоге решили, что Исторический музей вполне можно посетить в другой день. А вот увидеть собственными глазами и принять участие в подобном массовом мероприятии, чуть больше узнать о политическом процессе в России — большая удача. Вряд ли бы мы специально поехали на шествие, но оно само привлекло наше внимание.

К тому же, это была отличная практика стрит-фото для меня. Я решила, что мне она совсем не помешает, тем более в преддверии поездки в Украину. Фотографировала я на свежекупленный Fujifilm X20.

Один из первых активистов, которого поймал объектив моей фотокамеры, — этот дед с его одиночным пикетом у здания Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. 

Движение перекрыто самосвалами. Видимо, не нашлось им более уместного применения в разгар зимы. Напомню, действие происходит в самом центре Москвы. За самосвалами — оживленная Тверская улица.

Люди недовольны, что ради какого-то митинга перекрыли движение, и им приходится «искать путь обхода». Люди, конечно, не помнят, что именно на митингах и шествиях рабочие, женщины, сексуальные меньшинства в западных странах заявляли о своих правах и впоследствии их получали. Хотите жить как в западных странах — боритесь за свои права путем мирного протеста. Или молчите и ищите «пути обхода».

Я вот благодарна суфражисткам, что теперь имею право голосовать :)

9_870_653_fixedwidth_retina (1)

Меры безопасности для столь незначительного по количеству участников мероприятия беспрецедентные. Поперек Страстного бульвара выстроили рамки металлодетекторов, к каждой приставили по 2-3 полицейских.  

Заметьте, как художественно выглядит перспектива из разноцветных столиков для досмотра личных вещей. 

Складывалось ощущение, что сотрудников полиции, приставленных обеспечивать порядок на шествии, чуть ли не больше, чем самих участников шествия. 

Безопасность в современной России — одна из приоритетных задач государства. Но у дедушки в сумке оказался вполне невинный букетик ландышей, так что он может пройти.

Полиция и народ

Белая лента, прикрепленная к куртке женщины, — символ протестного движения, возникшего в связи с фальсификацией выборов в Государственную думу в 2011 году. 

Убогость российских казенных заборов ошеломляет. С какой свалки их достают и ставят при любом удобном случае? Вот он, символ порядка в России. Столько денег выделяется на блогоустройство городов, а эти железки до сих пор выглядят так, словно их подобрали с помойки. 

Шествие начиналось в 3 часа дня, и мы решили зайти погреться в кафе «Андерсон», которое находится неподалеку, на углу Тверской.

Бармен спросил: «Вам, наверное, быстро и с собой?», решив, что мы пришли на мероприятие. И очень удивился, когда узнал, что мы собираемся побыть здесь какое-то время. Рядом с нами сидел мужчина с сумкой — он приехал из Воронежа специально, чтобы принять участие в шествии. 

Кафе Андерсон — очень милое и уютное кафе (а то надоели все эти сетевые шоколадницы), хотя и далеко не бюджетное. Кто-то может заметить, что раз мы можем позволить себе посещать кафе, делать покупки и ездить за границу, то, значит, не все так плохо в России. Не буду спорить, это действительно так.

Детали интерьера

Вкусняшки. Кстати, в «Андерсоне» можно посетить кулинарный мастер-класс, где вас научат печь, к примеру, имбирное печенье.

Мы заказали чай с фирменными специями. Ничего особенного, не впечатлил.

А вот десерт очень хорош. Нежный, просто воздушный — таким и должен быть десерт. Самая фишка — свежие ягоды, которые кажутся особенно вкусными в разгар длинной русской зимы. У меня был фисташковый рулет с малиной, у Юры — торт с ежевикой. Его торт как раз на фото. 

К 3 часам мы вернулись обратно к рамкам металлодетекторов. Участников за «линией досмотра» заметно прибавилось.

В полку стражей правопорядка тоже прибыло, но нужно отметить, что такие стражи правопорядка вызывают больше симпатий.

Нас досмотрели, и мы присоединились к уже внушительному количеству участников шествия. Внушительному, но не ошеломляющему. По официальным данным, в шествии приняли участие всего 2000 человек. Капля в море по сравнению с 500 000 митингами в Киеве.

У входа раздавали агитационные материалы, а также белые ленты. 

Также можно было внести взнос в фонд помощи узникам 6 мая.

Большой популярностью пользовалась тонкая брошюрка, посвященная Олимпиаде в Сочи и ее реальной стоимости, по которой она обошлась России ну это мы и так знали — после драки кулаками не машут

Надо отметить, что шествие было еще попыткой привлечь внимание западной общественности к тому, что в преддверии крупного международного мероприятия, каким являются Олимпийские игры, в России все еще остаются политзаключенные.

Люди по-разному привлекали к себе и своим политическим взглядам внимание. 

Наконец началось непосредственно шествие.  

Нужно пояснить, что митинг и шествие — это две разных формы организации массовых собраний. Митинг проходит в одном конкретном месте, обычно люди стоят и слушают тех, кто выступает на сцене (так было на Болотной площади). Шествие же предполагает, что люди идут из точки А в точку Б. При этом «по ходу пьесы» активисты в мегафон выкрикивают какие-то лозунги, произносят речи.

Над толпой развеваются флаги разных течений, партий, фондов, поддерживающих протестное движение.

Был даже украинский флаг. Вообще много внимания уделялось майдану и событиям в Киеве. 

Не будет свободы — будет Майдан. На мой взгляд, шансы повторения майдана в России близки к нулю. Это можно утверждать даже судя по данному кокретному шествию оппозиции.

Толпа двигалась по санкционированному властями маршруту от Пушкинской площади до Тургеневской площади, как река, закованная в бетонную набережную. Ее движение четко регламентировалось все теми же уродливыми казенными заборами и сиротливо стоящими у них молоденькими полицейскими. 

За протестующими сверху следили с вертолета

В шествии принимали участие люди разных возрастов. Пенсионеры, люде среднего возраста, молодежь. Вот здесь-то, в плотно идущей толпе, и получилась настоящая практика стрит-фото. Первый блин комом, но начало положено. 

 

 

Хотя кое-кто, как и мы, на самом деле не был участником шествия, а лишь сторонним наблюдателем.

Когда начали выкрикивать лозунги «Россия для русских», мы поняли, что дальше нам не по пути, и выскользнули в одну из лазеек в казенном заборе где-то в районе Петровского бульвара. До Тургеневской площади, таким образом, мы не дошли. Все же наблюдатели должны оставаться наблюдателями. 

Немного «размышлений на тему». 

В общем, протестное движение в России есть, но оно существует под бдительным, я бы даже сказала чрезмерным контролем государства, которое позволяет изредка «выпустить пар» кучке городских сумасшедших, как этих людей представляет СМИ.

Чрезмерным относительно незначительных масштабов оппозиции в России на данный момент. Масштаб — это десятки и сотни тысяч человек, когда власти ничего не остается делать, как идти на уступки (примеры: Таиланд, Украина). Проблема оппозиции в России — она непривлекательна в глазах большинства (те же националисты изрядно «портят картину») и в то же время не предлагает ничего конкретного, тогда как у власти вроде как есть «реальные достижения». И, конечно, нет харизматичного лидера, нет своего Ленина ни у России, ни у Украины, ни у других стран. Возможно, это просто особенность нашего времени.

Можно еще долго рассуждать на эту тему. Потому закончу так: если мы хотим жить, как в западных странах (а многие из нас путешествуют и наглядно видят разницу между жизнью «там и тут»), то должны начать уважать права человека, соблюдать законы и неприкосновенность частной собственности. Как на западе. Или как в развитых странах Азии. Учитывая, сколько времени это заняло у них, светлое будущее в России вполне возможно в ближайшей перспективе. Вне зависимости от того, что будут думать и хотеть «батьки» и «вожди нации».

Теги: , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>