Пожалуй, самое красивое здание в Вашингтоне — это Капитолий. И, думаю, с этим утверждением трудно поспорить. Величественное белоснежное здание в неоклассическом стиле венчает собой в локальном масштабе — Национальную аллею (National Mall), вдоль которой расположились правительственные здания и музеи, а в глобальном масштабе — все здание американской демократии. Сейчас можно много рассуждать на тему, действительно ли в США есть демократия или это иллюзия, пиар, очередной миф, который тиражируется на весь мир, — называйте, как хотите. Но в одном я уверена точно — именно в вашингтонском Капитолии демократия визуализирована лучше и доступнее всего.
При этом Капитолий в Вашингтоне не уникален в своем роде. Он даже не самый высокий в мире. Его братьев-близнецов вы можете найти повсюду: например, в столице штата Техас Остине (Austin) тоже есть Капитолий, который выше своего старшего собрата на целых 7 метров и имеет оттенок кофе с молоком, что автоматически снижает градус пафоса.
Но именно Капитолий в Вашингтоне более других производит впечатление храма. Он и задумывался, как храм, взяв архитектурный облик и смысловую нагрузку у римского Пантеона. Вашингтонский Капитолий — это храм мысли, откуда берет свои истоки нескончаемый поток законов, определяющих облик США как страны и характеризующих американцев как нацию.
По части законов наиболее уважаемый президент США Авраам Линкольн был особенно радикален: он не побоялся принять самый болезненный из них -тот, в котором провозглашалась отмена рабства. Кстати, произошло это знаменательное событие 19 июня 1862 года, спустя 1,5 года после отмены крепостного права в России, так что в этом вопросе мы американцев опередили:)
5 ноября на 9 часов утра у нас было заранее забронировано посещение, что позволило не терять время в очереди на входе. Забронировать можно на официальном сайте: http://www.visitthecapitol.gov/
А то летом это может быть и вот так:
Как и в случае с другими объектами Национальной аллеи, вход в Капитолий бесплатный.
Ранним утром компанию в Капитолии нам составили по большей части группки школьников и студентов со всех концов США и мира. Напомню, что Капитолий — действующее правительственное здание, где заседания Конгресса, ответственного за обсуждение и принятие законов, проходят с 1800 года. Я думаю, его открытость для посещений — это некая идеологическая концепция, суть которой — в пропаганде тех идей и понятий, на которых зиждется Америка.
В Капитолии экскурсии проводятся на английском языке. Посетителей, записавшихся на определенное время, делят на небольшие группки, к каждой из которых приставлен свой экскурсовод. Раздают персональные наушники, что очень удобно — так слышно всем без исключения.
Нашим экскурсоводом оказалась женщина с совершенно бешеной энергетикой. Поймать ее в статичном положении не представлялось возможным. Она говорила очень быстро и очень энергично, чем-то напоминая своей манерой ведущего политического ток-шоу на НТВ.
Первое, что сразу же бросается в глаза при входе в Капитолий, — большое количество разнообразных статуй (всего 100 штук), которые изображают выдающихся людей, сыгравших заметную роль в жизни того или иного штата США. В основном это люди в исторических костюмах 18–19 века. Конечно, мы, как иностранцы, знать историю этих людей не могли — известных всему миру имен там всего несколько штук. Но американцы, приехавшие сюда из разных уголков страны, специально искали «свой «штат и, видимо, им было приятно увидеть здесь, в главном правительственном здании страны, своих знаменитых соотечественников.
О всех статуях рассказать невозможно, поэтому я выберу только самые, на мой взгляд, любопытные, выделяющиеся своим внешним видом на фоне остальных, и потому попавшие в объективы наших фотокамер. Все эти истории я прочитала уже постфактум по причине, указанной выше.
Мужчина в характерных индейских перьях, представленный от штата Вайоминг, — это вождь Вашаки. У вождя примечательная и неоднозначная судьба, потому что он воевал против своих же, индейцев, только из других племен, на стороне белых колонистов. В честь Вашаки впоследствии был назван целый округ в Вайоминге. Все его военные заслуги не отменяют того факта, что Вашаки был заурядным Павликом Морозовым, которому бы лично я руки не подала. Но вот надо же, герой.
Полную противоположность предателю Вашаки составляет не такой внушительный по размерам, но в гораздо большей степени внушающий уважение вождь По Пэй от штата Нью-Мексико. Даже по его лицу видно, что он не такой жлоб, как Вашаки)
По Пэй жил в 18 веке на территории современного штата Нью-Мексико и возглавил как военный и духовный лидер сопротивление своего народа испанским захватчикам, которые угнетали индейцев пуэбло и заставляли их на себя работать подобно рабам. Надеюсь, разницу между По Пэем и Вашаки объяснять не нужно.
Когда-нибудь встречали художника, скульптора и ковбоя в одном лице? Знакомьтесь, Чарльз Мэрион Рассел. Скульптура Рассела представлена от штата Монтана, куда он отправился в возрасте 16 лет, чтобы осуществить свою мечту — стать ковбоем.
Но стать успешным ковбоем у Рассела не получилось, и он переключился на творчество, в котором значительно больше преуспел. Основной темой работ Рассела стала история покорения американского дикого Запада и жизнь коренных жителей Америки — индейцев.
Веселый зеленый мужичок на постаменте с надписью «Канзас» — Дуайт Эйзенхауэр, президент США с 1953 по 61 годы. Несмотря на то, что родился «Айк» (все звали Эйзенхауэра по прозвищу, его президентская кампания даже прошла под лозунгом «I like Ike») в Техасе, в Канзасе он учился в школе, в Канзасе же и похоронен.
Выделяется на фоне других статуй худощавый проповедник, несущий перед собой крест. Статуя представлена от штата Калифорния.
Это «духовный отец Калифорнии» — Хуниперо Серра, один из выдающихся миссионеров Нового Света. Монах францисканского ордена, основавший в 18 веке католические миссии в таких городах, как Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сан-Диего и других, ездил по Калифорнии верхом на осле, обращал в христианскую веру индейцев и вел аскетичный образ жизни. Хуниперо Серра причислен католической церковью за свою подвижническую деятельность к лику святых.
По-моему, чуть ли не единственная статуя нашего современника — статуя космонавта Джона Леонарда Суайгерта, дарованная Колорадо. Джон участвовал в составе экспедиции «Аполлон-13» и является одним из 24 человек, долетевших до Луны. Для Джона Колорадо — родной штат, где он родился, учился и от которого избирался в конгресс США, однако так и не приступил к своим обязанностям из-за преждевременной смерти.
Суайгерт получился здесь каким-то темнокожим, хотя он на самом деле белый…
В Капитолии царствует мужской шовинизм, однако нашлось место и для парочки женских образов.
Групповой женский портрет из каррарского мрамора — памятник пионерам (или пионеркам?) движения за женские права: Элизабет Кэди Стэнтон (автор законопроекта об избирательных правах женщин), Сьюзен Б. Энтони (выступала за отмену смертной казни и женское равноправие) и Лукреция Мотт (отстаивала равные права женщин на образование и работу). Основные годы их деятельности пришлись на 19 век, когда о женском равноправии не могло быть и речи: лишь спустя 50 лет после того, как черные американцы получили право голоса, в 1920 году, XIX поправка гарантировала право голоса женщинам. Закономерно, что сам памятник женщинам-борцам за женские права создала женщина по имени Аделаида Джонсон.
Когда я смотрела на все эти статуи, мне в голову пришла мысль, что неплохо было бы, если и у нас в России появится нечто подобное. В России, стране с богатыми культурными традициями и насыщенной событиями историей, количество регионов в 1,5 раза больше, чем штатов в США. В каждом регионе наверняка есть люди. жившие раньше или живущие сейчас, сделавшие что-то выдающееся как в масштабе своей малой родины, так и в масштабе страны. Но мы прискорбно мало знаем об этом, а это очень важно — знать и гордиться, особенно для подрастающего поколения. Было бы замечательно, если в одном месте собрать статуи таких людей, устраивать экскурсии и знакомить жителей страны и иностранцев с тем, какой вклад внесли эти люди, чем так прославили свой регион…
Возвращаясь к своему повествованию, замечу, что если статуй в вашингтонском Капитолии много, то бюстов всего 4. Такой чести удостоился Авраам Линкольн, пожалуй, самый уважаемый президент США. И, сейчас уже можно сказать, один из самых тиражируемых в масс-культуре. В самолете Москва-Нью-Йорк мы смотрели один из последних «шедевров» нашего русского, кстати, режиссера Бекмамбетова — «Президент Линкольн: охотник на вампиров». Полный треш, кстати.
Другой примечательный бюст, выполненный из бельгийского черного мрамора, принадлежит Мартину Лютеру Кингу. Он изображен в созерцательной и умиротворенной позе. Авто бюста: афро-американский скульптор Джон Уилсон.
«У меня есть мечта» (англ. «I have a dream») — название самой известной речи Мартина Лютера Кинга, в которой он провозгласил своё видение будущего, где белые и чёрные могли бы сосуществовать как равные. Мартин Лютер Кинг произнёс эту речь 28 августа 1963 года со ступеней Мемориала Линкольна во время Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу.
Я не могу не привести отрывок из этой замечательной речи здесь, в отзыве о Вашингтоне и США. Лично от нее у меня мурашки по коже, а у вас?
И хотя мы сталкиваемся с трудностями сегодня и будем сталкиваться с ними завтра, у меня всё же есть мечта. Эта мечта глубоко укоренена в американской мечте.
Я мечтаю, что однажды эта нация распрямится и будет жить в соответствии с истинным смыслом её принципа: «Мы считаем самоочевидным, что все люди сотворены равными».
Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом.
Я мечтаю о том, что наступит день и даже штат Миссисипи, изнемогающий от жары несправедливости и гнёта, превратится в оазис свободы и справедливости.
Я мечтаю, что придёт день, когда мои четыре ребёнка будут жить в стране, где они будут судимы не по цвету их кожи, а в соответствии с их личностными качествами.
Я мечтаю сегодня!
Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с её злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие чёрные мальчики и девочки возьмутся как сёстры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками.
В свою очередь я мечтаю, что мы в России сможем перенять у США их положительный опыт борьбы за равные права. Можно опять же подисскутировать по поводу того, что США — это далеко не эталон, и есть множество примеров, когда равенство декларируется, но на деле не соблюдается, но кое-что в этом направлении они все же достигли. Когда я говорю о равноправии, я имею в виду равенство перед законом вне зависимости от денег и должностей, а также равные права для сексуальных меньшинств, которые у нас подвергаются незаслуженным гонениям. Лично мне кажется, что последнее — это индикатор зрелости общества, хотя, конечно, многие читающие эти строки со мной не согласятся.
Глава 8. В которой мы узнаем, где находится сердце Америки
Кульминация экскурсии по Капитолию закономерно приходится на ротонду — большой круглый зал под куполом в центре здания. Снаружи это выглядит так:
Ротонда, увенчанная статуей Свободы, — это сердце Капитолия, которое соединяет между собой все части здания и символизирует единство Америки. Вообще не только непосредственно сам Капитолий и его ротонда символизируют единство Америки, но даже история его постройки наполнена символизмом: строительство здания не прекращалось даже во время Гражданской войны.
Зал украшен картинами и барельефами на тему американской истории. Среди них — высадка Христофора Колумба (в честь которого назван федеральный округ Колумбия) и принятие Декларации независимости от Великобритании.
Конечно же, больше всего поражает центральная фреска, украшающая потолок купола. Фреска итальянского художника Константино Брумиди носит название «Апофеоз Вашингтона», на ней изображен первый президент США Джордж Вашингтон, вознесшийся на небеса. Воистину грандиозное зрелище!
Это не просто красиво расписанный потолок. Как и все в Капитолии, фреска имеет глубокое символическое значение. В ее центре фраза Цицерона, являющаяся девизом США. E pluribus unum — «Из многих — единое».
Глава 9. Что можно в Капитолии увидеть без гида
Экскурсия с гидом длится около часа, после чего посетители предоставлены сами себе: можно пойти перекусить на фуд корте или приобрести тематические сувениры — например, футболку с силуэтом Капитолия. Цены, кстати, весьма кусаются.
А еще самостоятельно можно посетить Библиотеку Конгресса США, в которую из Капитолия ведет длинный подземный переход.
Библиотека Конгресса США имеет несколько зданий, разбросанных по Вашингтону, а также в сельской местности в соседнем штате Вирджиния. Самое старое и красивое из них, которое мы и посетили, — здание Томаса Джефферсона, построенное в конце 19 века. Так как мы прошли под землей, то не увидели здание снаружи и не были подготовлены к тому, что окажется внутри.
А внутри захватывает дух от красоты. Мы были поражены роскошным внутренним убранством, какое, наверное, пристало дворцу, а не библиотеке.
Здание и его интерьеры выполнены в стиле боз-ар (фр. beaux-arts, буквально «изящные искусства»), который был очень популярен в конце 19 века и пришел в США из Франции. В библиотеке находится более 50 работ американских скульпторов и художников — представителей американского Ренессанса.
Конечно, вход непосредственно в саму библиотеку только по пропускам, но туристы могут посмотреть на читальный зал сверху.
Из окон библиотеки открывается прекрасный вид на Капитолий.
Вернувшись в Капитолий, мы наконец-то выходим на улицу после трехчасового пребывания в «сердце Америки».
Напротив Капитолия находится мемориал Улисса Симпсона Гранта — американского политического и военного деятеля, полководца северян в годы Гражданской войны в США, 18-го президента США. Его портрет изображен на банкноте в 50 баксов.
От Капитолия открывается прекрасный вид на Национальную аллею и монумент Вашингтона. По обе стороны Национальной аллеи расположены здания Смитсоновского музея, которому мы посвятили остаток дня.
На этом наше знакомство с Капитолием закончилось. Увидев его и снаружи, и внутри, мы смогли лучше понять Америку и американцев, потому что Капитолий — это отражение их истории и видения своего места в этом мире.
Большое спасибо за познавательный материал. Не могли бы Вы ответить на один вопрос. Хочу найти фотографию человека «без лица», того, кто помог депутатам 13 штатов принять Декларацию о Независимости. Говорят, что все были так воодушевлены его выступлением, что не запомнили лица. Видели ли вы эту статую? И как ее найти? Английским, к сожалению, не владею
Виола