Четкого плана, что конкретно посмотреть в Хьюстоне и какую достопримечательность посетить, у нас не было. Мы просто вышли в районе предполагаемого даунтауна, который определили очень просто — по плотному лесу небоскребов (район носит характерное название Skyline). В этом плане Хьюстон совершенно не отличается от других американских городов, разве что чище и скучнее остальных.
По случайности мы вышли сразу же возле самого известного небоскреба Хьюстона, расположенного на Трэвис-стрит, — J P Morgan Chase.
Хьюстон — город бизнеса и чистого прагматизма. На удивление Даллас оказался гораздо более «земным»: местом, где живут люди, а не функции в строгих пиджаках. Семь часов, оставшиеся до автобуса в Новый Орлеан, мы честно отбывали, без особого восторга разглядывая зеркальные бока небоскребов, их безупречные линии и холодную, но бездушную красоту.
Панорама города с обзора огромной парковки (машины почти не попали в кадр)
Конечно, Хьюстон — далеко не Рим и даже не соседний Новый Орлеан, но все же имеет свою, порой весьма интересную историю развития. Во-первых, город назван в честь национального героя Техаса генерала, а позже президента Сэма Хьюстона, а это — дополнительная ответственность, ведь необходимо поддерживать высокое название высокими стремлениями. Во-вторых, Хьюстон основан в 1836 году как столица государства Техас, и хоть и пробыл в этом статусе всего 2 года, но память о столичных временах навсегда закрепилась в городской летописи и мировоззрении жителей. В-третьих, в начале прошлого века именно в окрестностях Хьюстона было найдено одно из первых месторождений нефти, что и послужило началом «нефтяной лихорадки» и толчком для бурного развития Техаса, который в настоящее время является самым богатым и процветающим штатом США.
Несмотря на не самый приятный климат (влажный, как в тропиках, но при этом душный, так как Хьюстон находится на некотором удалении от океана), многие нефтяные компании в 50-х годах перенесли сюда свои штаб-квартиры. Этому способствовала такая банальная в наше время вещь, как установка кондиционеров в офисы. Может быть, именно из-за масштабного строительства небоскребов, похожих по своей сути друг на друга как братья-близнецы, город и утратил свою индивидуальность. Превратился в аквариум для разведения офисного планктона (ничего не имею против офисных работников — сама из них, но офисы с их стремлением к стандартизированности и унификации «сожрали» множество исторических центров, в том числе и Москвы).
Разве может человек чувствовать себя уютно, будучи придавленным со всех сторон глыбами высоток или мрачными зданиями баптистских или методистских церквей и видя небо словно узкую полоску в тюремном дворе? В том же Далласе проектировка даунтауна куда как приятнее: широкие проспекты, разносящие небоскребы как можно дальше друг от друга, зоны отдыха и парки, где можно отвлечься от городской суеты…
И все же в Хьюстоне сохранился небольшой исторический центр — несколько домов вдоль Main Street (длинная улица, пронизывающая с запада на восток весь даунтаун). Ничего особенного — пара зданий в традиционном техасском стиле. Как я читала на одном из форумов Хьюстона, жители очень переживают, что историческая застройка была практически уничтожена во время наступления небоскребов.
Башня с часами — символ исторического центра Хьюстона. Louis and Annie Friedman Clock Tower: часовая башня на Рыночной площади в районе исторической застройки
Маленькое белое здание — офисное здание Суини, Кумбс и Фредерикс 1887 года постройки
Прогуливаясь по Main Street, мы увидели необычно яркие и позитивные граффити, которые при этом совершенно не соответствуют духу города. Такое буйство красок куда как больше подошло бы отвязному Остину с его неспящей Шестой улицей, чем «застегнутому на все пуговицы» Хьюстону.
Нельзя не отметить, что Хьюстон — очень чистый город. Возможно, это связано с тем, что на улицах практически нет людей. Как я уже писала выше, субтропическая влажная «хамамная» духота, жар от асфальта и стоячий спертый воздух между небоскребами в даунтауне не способствуют долгим прогулкам — жители предпочитают кондиционированные тоннели и салоны автомобилей.
При этом Хьюстон вполне комфортен и для передвижений на общественном транспорте: помимо городских автобусов, существует сеть скоростных трамваев с логотипом Metro.
Здесь же, в историческом центре, мы зашли в понравившийся нам по интерьеру бар-гриль на Main Street — Market Square Bar&Grill, где подаются блюда традиционной техасской кухни. И, конечно, фулл бар — ведь мы не в известной своими строгими законами Вирджинии:)
Традиционная техасская кухня (или Tex-Mex) представляет собой смесь американской и мексиканской кухни, ведь Техас продолжительное время оставался провинцией Мексики. Поэтому в меню таких ресторанов вы увидите не только бургеры и стейки, но и кесадилью, фахитас, буритос и другие вариации на тему лепешек и их начинок. В Техасе, как и в Мексике, в почете большие порции и такие ингредиенты, как мясо, фасоль, острые томатные соусы типа табаско и перчики халапеньо (чем больше, тем лучше). Иными словами, если вы побывали в Техасе и не попробовали какой-нибудь огромный кусок мяса со жгучими специями и не запили его пивом Lone Star, значит, вы не были в Техасе:)
После трапезы мы продолжили прогулку по Хьюстону, так как до автобуса в Новый Орлеан оставалось около 6 часов. Как я уже писала, мы совершили ошибку, спланировав путешествие так, что без отдыха после 12-часового перелета нам предстояло гулять по Хьюстону с сумками, а затем сесть в ночной автобус и проехать еще 7 часов.
Несмотря на маленькие габариты и легкий вес поклажи, после нескольких часов сначала под палящим солнцем, а затем под противным мелким дождем, после которого духота стала просто невыносимой, мы устали и разозлились. Хьюстон, до этого оставлявший нас равнодушными, начал раздражать.
Дальнейшая прогулка по городу представлялась сплошной пыткой: небоскребы приелись уже на первом часу, а других достопримечательностей, на которых отдохнул бы глаз, в центре Хьюстона не было.
На улицах стерильно чисто и практически ни души в конце рабочего дня. Такое ощущение, будто горожане протянули кондиционированные тоннели из офисов прямо в свои дома.
Но в целом, несмотря на наше утомленное физическое состояние, гулять по Main Street было приятно: улица ухожена, в центре разбиты клумбы, журчат фонтаны, на столбах горят разноцветные огоньки.
Памятный знак в честь 85 миллионов долларов, которые собрали школьники и жители Хьюстона для постройки крейсеров ВМС США USS Houston и USS San Jacinto (назван в честь битвы при Сан-Хасинто — решающей битвы Техасской революции)
Ощущение, будто это пианино привезли прямиком из Нового Орлеана
Что мы заметили не только в Хьюстоне, но и в других городах Техаса, так это обилие церквей самых невероятных и непривычных нам конфессий. Например, Первая Церковь Христа, Научная (The First Church of Christ, Scientist), проповедующая, однако, отказ от всех наук в пользу «духовного исцеления».
Трудности с поиском общественных туалетов заставили нас зайти в ресторан «всея земли», который спасал не одну тысячу страждущих путешественников. Сказывалась разница во времени — мы буквально валились с ног и засыпали прямо за столиком, не спасенные местным кофе. Кстати, кофе — самый невкусный напиток в Америке и в особенности в Техасе. Не берите его (если, конечно, вы не в итальянском ресторане), только выбросите деньги на ветер, а во рту еще долго будет оставаться горький вкус разочарования.
Вечерело. Хотя до автобуса оставалось еще много времени, мы, вконец утомленные долгим перелетом и прогулкой по Хьюстону под аккомпанемент моросящего дождя, решили скоротать оставшиеся часы на автобусной станции GreyHound, откуда ровно в полночь нам предстояло отправиться в Новый Орлеан.
На станции, конечно, не было никаких условий для того, чтобы спать: жесткие неудобные сиденья и холодный, как в морозильной камере, воздух (любят американцы включать на вокзалах, в автобусах и в других общественных местах кондиционеры на максимум вне зависимости от того, насколько это комфортно для людей). Мы ехали в субтропики в мае и не взяли с собой теплых вещей, но в первый же день на автобусной станции сильно пожалели о том, что в наших сумках не нашлось места для пары лишних кофт.
Несколько часов до автобуса показались вечностью, и я не смогу описать их словами — «ужасные», напряженные», «изматывающие» — и все равно это будет даже вполовину не то. Скоротать время не помогали никакие гаджеты, но и полноценно поспать было невозможно из-за дикого холода и жестких сидушек. Мы то проваливались в недолгий беспокойный сон, то вновь, одним толчком, выныривали на поверхность. Это ожидание изрядно подпортило общее впечатление от Хьюстона, с которым и так почти не было времени как следует познакомиться.
Мы возвращались в Хьюстон в течение этой поездки еще два раза: после Нового Орлеана ночевали в мотеле Super 8 Houston, расположенном вблизи трассы I-65, ведущей на север, в Даллас, и уже в конце нашего путешествия, когда нам предстояло сдать арендованный автомобиль и улететь обратно в Москву.
Конечно, может сложиться впечатление по моему рассказу, что Хьюстон — чисто деловой город и смотреть в нем особенно нечего. Просто достопримечательности Хьюстона сосредоточены не в даунтауне, а в окрестностях. Например, знаменитый космический центр Линдона Джонсона (http://spacecenter.org/visitor-information/), который находится по пути в курортный городок Галвестон. Если бы мы отдыхали в Галвестоне, то, скорее всего, посетили бы и космический центр. Особенно побывать там интересно с детьми, так как очень много развлечений и обучающих программ именно для них.
Немного о шопинге. На пути из Корпус Кристи в Хьюстон у нас было не так много времени, чтобы совершить шопинг, но уж очень хотелось напоследок приобрести что-нибудь от Fossil. И мы заехали в старейший торговый молл Хьюстона The Galleria, где представлены такие бренды, как Louis Vuitton, Gucci, Kate Spade, Ralph Lauren, Fendi, Chanel, Yves Saint Laurent, Burberry, Versace, Prada и другие. Сразу скажу, что «шопиться» лучше в аутлетах — бутиках, находящихся за пределами городов. Достаточно много времени в молле мы потратили сначала на поиск места для парковки, которая, к тому же, не бесплатна (в аутлетах парковка и свободная, и бесплатная). Еще один нюанс — цены в молле на те же товары оказались выше, тогда как в аутлете они продавались со значительной скидкой.
Российские фермеры, которых мы встретили в ожидании рейса до Хьюстона, очень удивились, что мы летим в Техас не по делу, а просто так — в качестве туристов. Действительно, в Хьюстоне приехавшим поглазеть на достопримечательности станет скучно уже через час, а любитель шопинга бросит разочарованное «Да, это не Милан».
С другой стороны, очень интересно познакомиться с городом, с которого начиналась нефтяная лихорадка и бум офисных кондиционеров. Хьюстон — это символ экономической мощи Техаса и один из столпов, держащих все здание США. И как же здорово, что мы после 12-часового перелета выдержали душную влагу субтропиков и прогулку по улицам, по которым обычно спешат на бизнес-встречи из одного кондиционированного помещения в другое.