Поездка в Ригу была самой неудачной за всю нашу путешественническую жизнь.
В основном это связано с неправильным выбором времени посещения — конец февраля. Если в России снег лежит еще довольно уверенным плотным слоем, то в Риге он уже начал подтаивать, образуя ледяную корку на дорогах. Мы постоянно мерзли и даже не потому, что была минусовая температура. Те два дня, что мы были в Риге, постоянно шел дождь, от которого мокла одежда и, что особенно неприятно, обувь. Спасаясь от ледяного дождя, нам пришлось даже пойти в кинотеатр, чего мы в путешествиях не делаем никогда.
Но, несмотря на все превратности погоды, Рига понравилась. Все суждения о том, что в постсоветских странах особо не на что смотреть, оказались несостоятельными.
22 февраля был обычным рабочим днем. Но заканчивался он для нас не совсем обычно. В 23.45 по московскому времени вы вылетели из Шереметьево в Ригу. Перелет очень короткий, почти незаметный. Из-за разницы во времени мы приземлились в рижском аэропорту в 23.30 — судя по часам, можно сказать, что и не летели.
В поездку брали с собой евро: в Эстонии именно эта валюта. В Латвии на тот момент были в ходу латы, причем курс лата к евро невыгодный — местная валюта дороже европейской. С 2014 года Латвия тоже перейдет на евро. Мне кажется, стране это пойдет только на пользу.
Из-за позднего прилета я оплатила на сайте Air Baltic ваучер на такси, так как не знала, будет ли возможность поменять деньги. Стоимость такси до города в ценах 2012 года — 10 лат.
Наше знакомство с Ригой началось с долгих и пространных объяснений таксиста, отлично говорившего на русском языке, что Латвия уже не та, что живется очень плохо — высокая безработица, что многие уезжают в Швецию или Ирландию, потому что в Латвии никаких перспектив. Что ему самому пришлось несколько лет прожить в Стокгольме вдали от семьи, ради которой он собственно и работал.
И еще он сказал, что Латвию называют страной таксистов и шлюх. Не знаю, действительно ли ситуация в Прибалтике настолько удручающа — ведь мы приехали всего лишь на три дня и всего лишь в качестве туристов. В исторических частях Риги и Таллина никаких явных признаков неблагополучия мы не заметили.
Первую ночь в Риге мы провели в отеле Boutique Hotel Man-Tess. Номер на двоих нам обошелся в 33 евро.
Отель, занимающий здание особняка 18 века, удобно расположен в центре Старого города, недалеко от Латвийской национальной оперы с одной стороны и церкви святого Петра с другой стороны.
Номера в отеле выполнены из самого экологичного материала — дерева. С другой стороны, обстановка выглядит немного потрепанной и обветшалой.
Первый этаж, где подается завтрак (помню, были мандарины и вкусный капучино!), очень интересно оформлен. Камин, возле которого стоит корзина с заботливо приготовленными на случай дождя зонтиками, певчая птичка в клетке и золотые рыбки в маленьком бассейне.
Утро выдалось влажным и морозным одновременно. Каменная брусчатка была покрыта небольшим слоем наледи, но ничего сверхординарного, что предвещало бы погодный апокалипсис в середине дня.
Все основные достопримечательности Риги сосредоточены в историческом районе Старая Рига, или Вецрига, где мы и гуляли запланированных полтора дня.
Первым мы увидели квартал Конвента сета (Konventa sēta), или «двор конвента». Это один из старейших кварталов Риги, история которого восходит к 13 веку, когда Орден братьев меча построил в центре города свой замок, впоследствии разрушенный.
Здания в Концента сета неоднократно разрушались и перестраивались, в итоге то, что мы видим сейчас, — это постройки конца 18 века, отреставрированные в 80-х гг. 20 века.
В наши дни в квартале располагаются магазины, антикварные лавки и отель с одноименным названием.
В квартал ведут всего четыре входа, которые на ночь запираются. В других источниках я прочитала, что входа всего два, а не четыре.
Конвента сета не произвел впечатления старинного места. Где-то в описаниях я читала, что здесь нет машин, как и почти во всей Старой Риге, но они были.
Дома очень милы, но горы неубранного снега портили общий вид. Казалось бы, мы должны к этому терпимо относиться — для России такая картина в порядке вещей. Но иногда и сбегаешь в другие страны, чтобы не видеть того, что в российском понимании является нормой.
Мы прошли Конвента сета насквозь и увидели перед собой церковь святого Петра — одну из старейших в Риге, известную еще с 13 века. В настоящее время это действующий лютеранский приход.
Церковь стала узнаваемым элементом панорамы Риги прежде всего благодаря своему необычному шпилю, напоминающему детскую пирамидку, в которой каждый последующий элемент меньше предыдущего. Свой современный вид шпиль обрел в 17 веке и долгое время являлся самым высоким деревянным шпилем в Европе.
С тыльной стороны церкви находится самый знаменитый памятник Риги, посвященный Бременским музыкантам — персонажам сказки братьев Гримм. Поверье гласит, что возле памятника нужно загадать желание и потереть нос ослу. Если хочется услить вероятность исполнения желания, необходимо потереть носы псу и коту. Ну, а дотянувшись до клюва петуха вы увеличиваете свои шансы чуть ли не до ста процентов.
Шпиль церкви святого Петра — отличная смотровая площадка, куда мы и поднялись, чтобы взглянуть на Ригу с высоты птичьего полета.
Река Даугава в конце февраля еще была скована льдом.
Следующим пунктом нашей программы была Ратушная площадь, которая находится в пяти минутах ходьбы от церкви святого Петра.
Изначально на площади, как и во многих других средневековых городах, располагался рынок, и потому называлась она рыночной. Самым красивым зданием на площади, сохранившимся до наших дней, является дом купцов Черноголовых, похожий на печатный пряник.
Затем мы зашли на ярмарку народных товаров. Это изделия из льна, войлока, керамики, янтаря. Цены в Латвии достаточно высокие, так как пресловутый лат дороже евро. Но я все же не удержалась и купила себе расшитые синими нитями и бисером перчатки из козьего пуха, которые служат мне до сих пор.
В 7 часов вечера нас ждал перелет в Таллин, но в запасе было еще много времени, потому мы отправились гулять без какой-либо определенной цели, любуясь на дома в старой части Риги. Некоторые были украшены так, что напоминали о давно прошедшем Рождестве.
Все бы хорошо, но в дороги, как в желоба, стекала вода, и наши ноги постоянно были мокрыми.
Я видела фотографии Риги, сделанные в теплое время года. Небо и земля по сравнению с «зимними».
Летом, думаю, этот дворик выглядит не таким унылым и покинутым.
Вообще в Риге нам часто попадались церкви. Здесь их действительно очень много — разных конфессий и разных архитектурных стилей. В некоторые мы заходили просто чтобы погреться.
Потом мы спустились к реке Даугаве, на берегах которой стоит Рига. Река кое-где была скована льдом, но уже виднелись большие участки «свободной» воды стального серого и коричневого цвета.
У реки стоит великан в стеклянном кубе с младенцем на плечах. С великаном связана легенда о возникновении Риги.
В стародавние времена в Даугаву впадала речка Ридзиня. Когда людям надо было переправляться через речку, Великан переносил их на своих плечах. Оданажды ночью он услышал плач, но в темноте не мог разглядеть, кто именно плачет. Великан зажег фонарь и увидел на том берегу реки нищего мальчика. Великан сжалился над ребенком, перенес его на своих плечах через реку и дал ночлег в своей пещере. На следующее утро ложе, где спал мальчик, превратилось в чистое золото. На это золото и был построен город Рига.
Пока гуляли на свежем воздухе да на морозце, проголодались. Пообедать зашли не в трактир, оформленный под старину, а почему-то в ресторан с современным дизайном. Зато почти все посетители в нем были латыши, зашедшие сюда на бизнес-ланч.
Больше всего из той трапезы запомнился вкуснейший и ароматнейший рижский хлеб. Самое вкусное, что мы вообще пробовали в Риге.
На улице тем временем начался погодный армагеддон в виде порывистого ветра и ледяного дождя. Нам пришлось зайти в первый попавшийся музей, потому что гулять дальше было бы для нас настоящей пыткой. Так совпало, что в российский День защитника Отечества этим музеем оказался Военный музей Латвии.
Военный музей Латвии (латыш. Latvijas Kara muzejs) — рижский музей, экспозиция которого посвящена истории возникновения и становления латвийских вооружённых сил. Музей находится в Пороховой башне — единственной сохранившейся до наших дней башне рижской крепостной стены.
Музей интересный, но ничего, на мой женский взгляд, выдающегося.
Наконец пришло время ехать в аэропорт. Летели мы до Таллина на маленьком винтовом самолете, который не был заполнен даже наполовину.
В моей жизни было множество перелетов, в том числе длительных по времени и над океаном. Но этот короткий — меньше часа — перелет запомнился в особенности. Нас мотало из стороны в сторону, кидало вниз, а потом подбрасывало вверх. Я вспомнила все молитвы, которые знала, хотя летать не боюсь вообще.
Я испытала неимоверное облегчение, когда шасси этого перышка коснулись эстонской земли.