По статистике люди чаще всего влюбляются весной, а точнее — в апреле—мае, что вполне обоснованно и понятно: пробуждение природы — пробуждение чувств, или, другими, менее поэтическими словами, активизация химических процессов в организме. А что есть любовь как не химическая реакция? В Праге, городе алхимиков и магов, эта истина хорошо известна.
В моем отношении к Праге я прошла пока только первую, самую романтическую стадию — стадию влюбленности. Думаю, что в ближайшие годы надо снова посетить этот город, только уже не весной, а в конце лета. По статистике, именно в конце лета люди решаются на длительные и крепкие союзы со своими избранниками. Надеюсь, что мне не придется назначать рандеву Праге в январе — в это время люди чаще всего расстаются.
Итак, годовые шенгенские визы, полученные перед поездкой во Францию, жгли паспорта. По ним мы съездили в ноябре в Вену, в феврале — в Ригу и Таллин.
Впереди маячили майские праздники, которые совсем не хотелось проводить по старинной русской традиции на даче с пивом и шашлыками. В итоге пиво все-таки осталось:)
На этот период относительно доступными по цене были билеты в Амстердам и Прагу — города, в которых ни я, ни муж не бывали.
Выбор сделал муж на правах будущего майского именинника.
Прага.
Злата Прага. Стобашенная Прага. Париж Восточной Европы. Северный Рим.
У Праги множество прозвищ, и пока ни одно из них ни о чем нам не говорило.
Мы только знали, что в Праге, судя по отзывам наших друзей и многочисленным фотографиям в Интернете, должно быть очень красиво. Даже сказочно красиво. Недаром многие наши соотечественники выбирают Прагу для проведения брачной церемонии.
Мы планировали очень короткую поездку, в формат которой не вписывались посещения других чешских городов.
Только Прага.
И только три дня на излете апреля. Коротких, как вспышка. Как весенняя гроза. И праздник первомая в Брюсселе, потому что летели мы в Прагу Брюссельскими авиалиниями. Обратная пересадка была подобрана так, что можно было провести целый день, гуляя по столице Бельгии.
Ни тот, ни другой город мы раньше не видели, поэтому их совмещение оказалось весьма кстати.
28 апреля. В 11 утра, совершив короткую пересадку в Брюсселе, мы приземлились в аэропорту Праги Рузине (в октябре он был переименован в честь первого президента Чехии Вацлава Гавела).
В Москве, несмотря на то, что весна уже перевалила свой экватор, было еще довольно прохладно. Зимняя стужа задержалась в наших краях дольше положенного.
В Праге же вовсю чувствовалась приближение лета.
Было тепло, даже жарко. На второй и третий день температура зашкаливала чуть ли не за тридцать градусов. И наше настроение тоже повышалось вслед за показаниями столбика термометра.
Все вокруг нас цвело и благоухало, зеленело и алело. Нам повезло, что мы попали на этот маленький праздник весны.
Остановились мы в хостеле Travellers Hostel Praha Dlouha.
Вполне сносное место для недолгого пребывания в столице Чехии. Главное преимущество хостела — это пятиминутная шаговая близость к Староместской площади. Идеально для первого знакомства с городом.
Первые шаги по Праге: мы наслаждаемся тем, что можно гулять в легких кроссовках, а весенние ботинки и куртки остались дожидаться своего часа в номере.
Наши первые впечатления были связаны с булыжной мостовой, как на Красной площади, аккуратными домами почти в питерском стиле, обилием надписей на языке, так напоминающем русский, что можно понять смысл написанного.
Казалось, будто мы попали в улучшенную параллельную реальность России, какой она могла бы быть, если бы не… или если бы да…
Мы еще не дошли до Староместской, а уже соблазнились видом распахнутых дверей многочисленных трактиров. Был самый разгар дня, а во рту — ни маковой росинки. В таком мистическом городе, как Прага, мы, большие любители «теорий заговоров» и тайных братств, не могли пропустить трактир с интригующим названием «У свободных масонов» и соответствующими знаками масонства в оформлении.
В «Свободных масонах» мы впервые попробовали чешское пиво (было бы преступлением придерживаться трезвости в Чехии!) и традиционные чешские блюда — гуляш и говяжью вырезку с кнедликами, взбитыми сливками и клюквенным соусом. Насытившись, поняли, что Прага нам определенно нравится:)
На улице, перед поворотом на Староместскую площадь, увидели рекламные плакаты музеев КГБ и коммунизма. Мы можем думать о себе и своей истории, как угодно, но в других странах, в том числе и тех, что мы считаем братскими или дружественными, Россию с ее пустыми имперскими амбициями представляют иначе.
Мы вышли на Староместскую площадь и не могли сдержать восторженных возгласов.
Площадь, безусловно, весьма хороша собой: все эти готические башенки и нарядные дома, больше похожие на иллюстрации к детским сказкам.
Мне кажется, хотя я могу и ошибаться, что в весеннюю пору красота Староместской площади многократно возрастает, оттененная ярко-синим васильковым небом, украшенная цветочным парадом у острова у памятника Яна Гусу, возле которого мы провели полчаса, бесцельно наблюдая за прохожими и принимая солнечные ванны.
Интересно, что могут обсуждать два голубя?
Прага — вторая столица всех влюбленных после Парижа. Если в Париже находят свою любовь и делают предложение, то в Праге — скрепляют любовные признания узами брака.
Если вы впервые в городе и в вашем запасе мало времени (от нескольких часов до нескольких дней), то лучший способ увидеть все и сразу — забраться на высоту. Обычно необходимые метры над землей может предоставить либо колокольня церкви, либо обзорная башня, либо какой-нибудь холм, особенно если сам город лежит в долине.
Вот и мы решили совершить подъем на городскую ратушу на Староместской площади и охватить Прагу в масштабе.
На верх поднимает вот такой красивый лифт футуристичного вида.
Поднявшись, можно увидеть, что Прага — это город красных крыш, а кое-где действительно виднеются башни — не зря же существует это прозвище «стобашенная»…
И еще можно увидеть, что Прага — очень зеленый город.
А вот и Пороховая башня, своей чернотой выделяющаяся на общем фоне.
В Праге удивляет внимание к деталям: нас поразили своей красотой и продуманностью канализационные люки. К сожалению, в России очень не хватает вот таких вот, на первый взгляд незначительных, элементов городского дизайна.
С самого начала пребывания в Праге нас не покидало ощущение чего-то родного, но полузабытого: такое впечатление создавали надписи вокруг на языке, похожем на русский.
Вот, например, эта надпись. Дед держит рыбу, а внизу можно прочитать «У капра». У капра или все же у карпа? Ведь имеется в виду, что в этом месте подают рыбу?
А пражские дома и улицы мне чем-то напомнили Вену, ведь Чехия когда-то входила в состав Австро-Венгрии. Только все менее величественное, пышное и этажное — все же не Прага была столицей империи.
Карлов мост можно сравнить по красоте, культурному и историческому значению с такими известнейшими мостами мира, как Понте Веккьо во Флоренции, Риальто в Венеции, Золотые ворота в Сан-Франциско, Тауэрский мост в Лондоне.
Мост перекинут через реку Влтаву, на которой стоит Прага, и соединяет Старе место и пражский малый град — Малу страну. Он составлял часть Королевской дороги и был задуман Карлом IV, чешским королем и императором Священной Римской империи.
На мосту мы провели не меньше получаса. Он украшен статуями, каждую из которых хочется разглядывать. С его высоты открывается потрясающий вид на Влтаву, по которой вверх и вниз по течению движутся, как трудолюбивые мураши, туристические кораблики. Смотреть на течение воды в погожий весенний денек, когда солнце приятно греет, а не печет, и дует легкий ветерок, можно было бы бесконечно.
Но уйти все равно пришлось, потому что на мосту было довольно многолюдно. Люди толкались, смеялись, громко разговаривали и бесконечно фотографировались.
Перейдя Карлов мост, мы оказались в Малой стране, где гуляли до самого окончания дня. Хорошо, что в Праге все так компактно расположено, что не нужно ездить на общественном транспорте.
Учитывая, что быть в Праге и не ходить пешком практически невозможно, туристам предлагается очень нужная услуга — релаксирующий массаж ног рыбками гарра руфа.
Мала страна, как и Старе место, чем-то напоминала Вену с примесью Таллина.
В Вене очень любят украшать дома скульптурными группами. Вот и в Праге прослеживается большая любовь к скульптурам.
В воздухе разливался аромат свежей выпечки. Эх, жаль, что мы не попробовали этакую знатную булку! Говорят, на вкус божественно.
Здесь же, в Малой стране, мы наткнулись на абсент-шоп, но решили, что «вот сегодня пробовать не будем, давай завтра, а лучше в последний вечер отметим отъезд». Так до него и не добрались.
Мала страна весьма холмиста — поднимались и под горку, и на горку. В конце дня смогли еще раз посмотреть на Прагу с высоты, только теперь уже с другой точки обзора.
У меня для Праги появилось новое прозвище — краснокрышенная
Ворота были открыты, и мы вошли.
Бросили монетку в фонтан Иеронима Коля. Не знаю, насколько это гарантирует возвращение в Прагу. Если бы я была в Риме, я бы знала, что нужно бросить монетку в фонтан Треви, а от количества монеток зависит характер исполняемого желания. К сожалению, какие на этот счет существуют ритуалы в Праге, я не знаю.
Конечно, главное впечатление на нас в Пражском граде произвел величественный и грандиозный католический собор святого Вита, отстроенный в готическом стиле. В соборе погребены чешские короли и архиепископы.
Собор просто огромен по размерам и его трудно охватить целиком, так как пространство вокруг сильно ограничено близлежащими зданиями, то есть нет площади, как, например, перед Тынским храмом.
Собор святого Вита ничуть не уступает лучшим образчикам готического стиля в других городах Европы. Я сейчас имею в виду тот же собор Парижской богоматери.
Жаль, что часть фасада скрыта строительными лесами.
Наш первый день в Праге подходил к концу, и мы решили вернуться обратно в хостел, в Старе место.
По пути во дворе музея игрушек, который находится недалеко от Златы улички, мы увидели интересную статую — худощавого мальчика, смотрящего в небо. Статуя под названием «Юность» была установлена в то время, когда в музее игрушек функционировал дом пионеров.
Почему-то у статуи до блеска натерта одна… гхм… выдающаяся часть.
Кто-нибудь знает, зачем нужно тереть эту часть? Какие бонусы это дает тому, кто потрет?
Весна не весна без цветущей сирени.
Чешское вино мы не пробовали, но, говорят, оно весьма неплохое — в основном белое. Для тех, кто пиво на дух не переносит, это отличная альтернатива.
Спустились мы к какому-то очень милому скверу с сиреневыми кустарниками и статуей девушки, держащей голубя в руках. Теперь и навсегда Прага по аромату ассоциируется у меня с запахом сирени.