И даже нечто похожее на демонстрацию. Только на велосипедах и на фоне радужных флагов, символизирующих далеко не «Мир. Труд. Май».
Электричка прибывает на центральный железнодорожный вокзал Брюсселя, откуда пешком до Гран-плас — около 10 минут. Очень экономно по времени, особенно если вы в городе проездом.
От вокзала до Гран-плас дорога ведет по площади Агора, в центре которой находится памятник-фонтан Шарлю Бюльсу.
На площади Агора находится небольшой рынок, где продают интересные небанальные сувениры, порой даже очень милые.
После того, как мы увидели Гран-плас, в отношении Брюсселя к эпитетам «строгий и холодный» добавился еще один — «торжественный».
Начиная с XIV века, на месте Гран-плас находился рынок. Вот и в наши дни традиция не пресеклась, и в центре площади разбит рынок-сад.
На площади в объектив нашего фотоаппарата попал и вот такой интересный персонаж.
Если Прага — это Вена с нотками Таллина, то Брюссель — это, по-видимому, Амстердам с примесью Парижа. Домики в Брюсселе — те же амстердамские печатные пряники. А от Парижа досталась любовь к кафе со столиками на улице. Вот и мы остановились в одном из таких кафе, соблазнившись видом на здание Брюссельской фондовой биржи, построенное в 70-х гг. XIX века в стиле Нео-Ренессанса.
Мы заказали по бокалу бельгийского пшеничного пива «Хугарден», которое появилось в одноименной деревне во Фландрии в XV веке. Сравнивая его с любым чешским брендом, могу с уверенностью заявить, что «Хугарден» намного интереснее и богаче по вкусу. Вообще классический белый «Хугарден» — это мой любимый вариант пива и в Москве, и в других странах, если есть возможность его заказать.
В преддверии гей-парада, который должен был пройти 12 мая, площадь Бурс была увешана радужными флагами.
Стелла Артуа — еще одна марка пива (вернее, лагера), которая появилась в Бельгии. «Стеллу» я не понимаю и не люблю.
Что не понравилось в Брюсселе, так это перекопанные дороги, ограждения, строительные краны и техника. Все это вместе создает впечатление неопрятности и какой-то недоделанности.
После Гран-пласа и отдыха в кафе мы отправились к следующей обязательной для каждого туриста достопримечательности в Брюсселе — Манкен Пису, или Писающему мальчику.
Уже на подходе к нему количество писающих мальчиков — бронзовых, шоколадных, пластмассовых — начинает превышать допустимые нормы.
Кто-то додумался изобразить писающую картошку фри (кстати, тоже изобретение бельгийцев).
Популярность маленького голого мальчика из бронзы, писающего в бассейн, связана с множеством легенд, которые окружают эту статую. По одной из таких легенд, статуя установлена в честь мальчика, пописавшего на горящий фитиль от взрывных снарядов, заложенных под стенами города врагом. По другой — потерянный и счастливо найденный сын то ли богатого купца, то ли какой-то женщины, совершавшей покупки на Гран-Плас. По третьей — это младенец в люльке, мочившийся сверху на врагов и призванный их деморализовать.
Я же думаю, что «писающий мальчик» так популярен, потому что он не очередной помпезный памятник выдающейся личности или масштабному историческому событию. Это всего лишь мальчик и он писает, как и все простые смертные.
Когда видишь его впервые, удивляешься тому, насколько на самом деле эта статуя крошечная — всего 61 сантиметр. Она же символизирует собой то, если верить героической версии легенды, что иногда жизнь и смерть тысяч людей зависят от мужества самых маленьких и беззащитных членов общества.
Вот, например, специально огороженный общественный туалет для собак. Все культурно и цивилизованно, и дети, думаю, на этом песке не играют, как у нас это бывает порой.
Немного посидели на скейтодроме и понаблюдали за местной молодежью.
Привлекла наше внимание клумба ярко-алых тюльпанов, разбитая у подножия готического собора Нотр-Дам-де ла Шапель.
Больше всего в первомайском Брюсселе нам понравился парк Эгмонт, расположенный возле одноименного дворца, недалеко от Дворца правосудия.
Королевский дворец поразил нас своими масштабами, но не красотой. Хотя резиденция монархов, наверное, и не должна в архитектурном плане отличаться легкостью форм.
Парк украшен скульптурами и фонтанами. В самом парке люди неспешно прогуливаются по прямым, как стрелы, гравиевым дорожкам. По внешней стороне парка ходят или бегают те, кто занимается спортом.
Вафли, даже если не хочется, купить очень просто — везде и повсюду можно встретить грузовички, где ими торгуют. Если Прага у меня ассоциируется с запахом сирени, то Брюссель определенно — с запахом свежеиспеченных горячих вафель.
Мы спустились с холма Мон-дез-Ар (Холм искусств), откуда видна городская ратуша на Гран-плас и другие достопримечательности.
Жаль, что снова все виды портит строительный кран.
На Мон-дез-Ар можно увидеть странные образчики современного искусства.
Напоследок мы поужинали, уже в другом ресторане, заказав котелок мидий. Морепродукты — неотъемлемая часть кухни Бельгии, страны, имеющей выход к морю.
Еще раз пройдя по Гран-плас, мы вернулись на центральную железнодорожную станцию. Наша мини-экскурсия по Брюсселю закончилась. И, честно говоря, слава богу — как-то этот город в душу не запал.
Но все же попробую суммировать, что, как мне кажется, важно сделать в Брюсселе:
1) Побывать на Гран-Плас и найти дорогу к «Писающему мальчику»;
2) Попробовать бельгийское пиво, бельгийские вафли, бельгийский шоколад и морепродукты;
3) Погулять в каком-нибудь парке. Их в Брюсселе очень много;
4) Подняться на холм Мон-дез-Ар и увидеть лучшие виды Брюсселя;
5) Привезти копию «писающего мальчика» в качестве талисмана — чтобы при малейшем намеке на пожар в вашей жизни нашлись силы сразу же потушить его.